|
ровал нам
тем самым возможность явиться еще более облагодетельствованными тобою; значит,
ты более нашего подумал о нашем спасении. Если же ты уже непременно настаиваешь
на его казни, то подвергни ей вместо него меня, а его отошли назад к отцу; если
же тебе удобнее сделать меня рабом своим, то я для этого дела являюсь, как ты
видишь, более [его] пригодным и подходящим и соглашусь как на то, так и на
другое»208.
Сказав это. Иуда, готовый подвергнуться чему угодно ради спасения брата
своего, бросился к ногам Иосифа, пытаясь тем смягчить гнев последнего и
умилостивить его. Также и все другие братья пали перед ним ниц, плача и
предоставляя ему свою собственную жизнь взамен Веньямина.
9. Глубоко этим растроганный и не будучи более в силах притворяться
разгневанным, Иосиф повелел всем присутствовавшим удалиться, для того чтобы
наедине открыться братьям своим. Когда все вышли, то он открылся братьям своим
и сказал: «Хвалю вас за вашу добродетель и за расположение ваше к брату и
нахожу вас гораздо более порядочными, чем я мог предполагать на основании
совершенного вами некогда со мною. Все сделанное теперь я совершил с целью
испытать вашу братскую любовь. Теперь я понимаю, что вы поступили со мною
преступно не в силу природы вашей, но в силу желания Господа Бога,
предоставившего мне ныне и в будущем пользование благами, если только Он
сохранит милостивое к нам расположение. Узнав теперь о здравии отца, на что я
вовсе не надеялся, и видя такое отношение ваше к брату, я более не стану
поминать того, чем вы видимо так погрешили относительно меня, перестану питать
к вам за это неприязнь и выражаю вам, как содействовавшим по сей день
исполнению предначертаний Господних, свою благодарность; и таким образом мне
хотелось бы, чтобы и вы сами предали все это забвению и скорее радовались тому,
что ваши тогдашние козни привели к такому концу, чем стыдиться и страдать за
свой проступок. Поэтому и не думайте печалиться о том, что вы приняли [тогда]
относительно меня столь гнусное решение, тем более что у вас есть сознание, что
решение это не осуществилось. Радуйтесь тому, что произошло от Господа Бога,
отправьтесь к отцу и сообщите об этом ему, чтобы он не умер от горя изза вас и
тем лишил меня лучшего моего счастья и чтобы он не умер раньше, чем явится сюда
ко мне воспользоваться всеми имеющимися тут у меня благами. Возьмите отца, жен
и детей ваших и всю родню свою и переселитесь сюда, потому что невозможно,
чтобы самые дорогие мне люди были чужды моему благополучию, тем более что и
голод продлится еще целое пятилетие». С этими словами Иосиф обнял братьев своих.
Они же плакали и сильно беспокоились о том, что они совершили по отношению к
нему: им казалось, что, несмотря на все расположение к ним брата, возмездие
неизбежно. Царь же, узнав о прибытии к Иосифу братьев его, был очень доволен и,
как будто бы его самого постигла большая радость, приказал отпустить им целые
возы, наполненные хлебом, и дать им золота и серебра для доставки отцу. Получив
затем от брата своего еще больше подарков, отчасти предназначавшихся для отца,
отчасти для каждого из них в личную собственность, причем больше всех было
уделено Веньямину, они отправились в обратный путь209.
Глава седьмая
1. Когда Иаков по прибытии сыновей узнал все совершившееся с Иосифом, что
он не только избег той смерти, которую он так долго оплакивал, но также и то,
что он жив, пользуется счастьем и внешним блеском, так как вместе с царем
правит Египтом и на него чуть ли не возложена вся забота о стране, старик
поверил этому известию, так как подумал о величии Божьем и о милости
Предвечного к нему, хотя последняя и не проявлялась в течение долгого времени;
поэтому он тотчас собрался в дорогу к Иосифу.
2. Прибыв к колодцу Клятвы210, он принес там жертву Господу Богу: с одной
стороны, он опасался, что сыновья, переселившись туда, слишком привяжутся к
Египту ввиду его плодородия и захотят там остаться на постоянное жительство,
так что потомство его уже не вернется в Хананею и не будет владеть ею, вопреки
обещанию Господа Бога, а с другой стороны, боялся, как бы отправление, против
желания Предвечного, в Египет не навлекло погибели на род его; наконец, он,
кроме того, опасался умереть раньше, чем увидит Иосифа. Волнуемый всеми этими
соображениями, Иаков впал в сон.
3. Тогда предстал перед ним Господь Бог и дважды позвал его по имени. На
вопрос Иакова, кто его зовет, Предвечный заметил: «Иакову не подобает не знать
Господа Бога, который всегда являлся покровителем и оказывал поддержку твоим
предкам, а за ними и тебе; ибо когда отец собирался лишить тебя власти, то Я
сохранил ее за тобой; отправясь, при Моем покровительстве, один в Месопотамию,
ты заключил [там] удачный брак и возвратился затем с множеством детей и
крупными богатствами на родину. Благодаря Моему лишь благоволению сохранилось
все твое потомство, а того сына своего, которого ты считал уже погибшим, именно
Иосифа, Я удостоил пользования еще гораздо более значительными благами и сделал
его властелином Египта, немногим отличающимся от самого царя. И теперь Я
предстал, чтобы быть руководителем твоим в этом путешествии и объявить тебе о
том, что ты умрешь на руках у сына своего Иосифа, что потомство твое будет
продолжительное время пользоваться властью и почетом и что Я приведу их обратно
в страну, которую Я им обещал».
4. Ободренный этим сновидением, Иаков более уверенно отправился в Египет
с сыновьями своими и их детьми. Всех их было семьдесят. Я было не хотел
приводить имена их, особенно благодаря их неблагозвучию; но для того, чтобы
опровергнуть мнение людей, считающих нас египетского, а не месопотамского
происхождения, всетаки считаю нужным напомнить здесь имена эти211. Итак, у
Иакова было двенадцать сыновей, из которых об Иосифе было уже упомянуто.
Поэтому теперь мы поименуем остальных и их потомков. У Рувила было четверо
сыновей: Анах, Фаллус, Ассорон и Хармис; у Си
|
|