|
обильна и разнообразна. Раньше всех, начиная
с XVII века, недоверие к нему выразили богословы разных вероисповеданий. Их
возмущало его открытое и необъясненное пренебрежение к тексту Священного
писания. Таких примеров, действительно, можно привести много. Иосифа часто
обвиняли в самовосхвалении и неумеренном честолюбии. Даже авторские экскурсы
высокого литературного достоинства признавались великим кощунством. У
соплеменников же недовольство вызывала эллинизация Ветхого Завета.
В то же время светская критика его произведений была не всегда
объективной и аргументированной. Последнее во многих случаях относится к
подозрениям о слабом знании Иосифом как родного языка, так и древнегреческого.
Однако, как показали последующие исследования, замеченные у него огрехи в
равной мере присутствуют и в трудах других авторитетов древности, в основном
как описки переписчиков.
Несомненно, Иосиф Флавий владел древнееврейским, арамейским, греческим,
латинским, а возможно, даже набатейским и арабским языками. В своей книге
«Против Аппиона» он говорит: «Свое сочинение о древностях я составил... на
основании наших священных книг, так как сам принадлежу к священническому роду и
основательно изучил философию, заключающуюся в тех книгах».
В «Иудейских древностях» содержится много ценного, порой уникального,
исторического материала. Это относится, например, к истории эллинистических
государств, Парфии, Армении, Набатейского царства. Римской державы, к истории
покорения Римом государств Передней Азии. Не случайно в средневековье и в новое
время эта книга Иосифа Флавия считалась одним из важнейших источников по
древнеримской истории, наряду с сочинениями Тита Ливия, Тацита, Светония, а
один из наиболее эрудированных христианских авторов IVV веков Иероним назвал
Иосифа Флавия «Титом Ливием греков».
Однако для христиан, пожалуй, наиболее важным в труде Иосифа Флавия было
первое нехристианское свидетельство об Иисусе Христе, помещенное в 18й книге
«Иудейских древностей». Вот оно: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый,
если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и
стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к
себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных
лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали
этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и
о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так
называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени».
Это место позднее вызвало бурные споры относительно своей подлинности.
Многие исследователи (как атеисты, так и теологи) считали, что не мог фарисей
Иосиф принимать Иисуса за Христа (мессию) и верить в его воскресение. При этом
приводили утверждение видного христианского автора III века Оригена о том, что
Иосиф, мол, не считал Иисуса Христом. Весь вышеприведенный отрывок объявлялся
позднейшей вставкой, сделанной христианским переписчиком. И мало кто обратил
внимание, что тот же Иероним, цитируя Иосифа в латинском переводе, вместо слов
«то был Христос» давал «его считали Христом». Но в начале нашего века была
обнаружена иная версия этого места, процитированная поарабски христианским
епископом Х века Агапием в его «Всемирной истории», и все стало на свои места:
оказывается, Иосиф просто передавал слова учеников Иисуса о своем наставнике,
которого именно они считали мессией.
Повествуя о различных пророческих и мессианских движениях в Иудее, Иосиф
Флавий в той же 18й книге рассказывает и об Иоанне Крестителе, праведном
человеке, который призывал иудеев быть добродетельными и совершать омовения,
чтобы избавиться от грехов. Версия его смерти у Иосифа иная, чем в Новом Завете,
– Иоанн был казнен ИродомАнтипой в крепости Махерон изза опасения массовых
волнений среди населения Иудеи.
Произведения Иосифа Флавия были популярны уже в период поздней античности.
Тогда же появился и перевод «Иудейских древностей» на латынь. Он приписывается
либо Иерониму, либо его современнику Руфину Аквилейскому. В средневековой
Европе «Иудейские древности» многократно переписывались, в основном в латинском
переводе.
В IXХ веках в Италии появился так называемый «Иосиппон», написанный на
древнееврейском языке. В нем описывались события всемирной и еврейской истории
от времен строительства Вавилонской башни до взятия римлянами Иерусалима в 70
году н. э. По существу эта хроника представляла собой сокращенный перевод
«Иудейских древностей» и «Иудейской войны», но автором был назван Иосиф бен
Горион. Почему же не Иосиф Флавий? Видимо, в то время иудеи настороженно
относились к нему изза его предательства в период Иудейской войны. «Иосиппон»
приобрел не меньшую популярность, чем «Иудейские древности». С появлением
книгопечатания он был издан даже раньше этого крупнейшего сочинения Иосифа
Флавия – в 1476 году.
Первое печатное издание «Иудейских древностей» на греческом языке
появилось в 1544 году. Затем последовали другие издания – 1611 и 1634 годов
(Кельн), 1687 года (Оксфорд), 1691 года (Лейпциг), 1700 года (Оксфорд), 1726
года (Лейден) и так далее. Уже в XVXVI веках «Иудейские древности» были
переведены на французский, итальянский, немецкий и испанский языки. Книга
издавалась как на современных языках, так и на латыни.
Первый русский перевод «Иудейских древностей» появился в 1781 году. Он
был выполнен М. Мануйловым. Однако этот перевод обладал серьезными недостатками.
Достаточно сказать, что сделан он был с французского перевода, а тот, в свою
очередь, переводился с латинской версии.
Следующий перевод на русский язык был осуществлен в 1900 году. Г. Генкель
перевел «Иудейские древности» уже с древнегреческого языка. Именно этот перевод
мы и предлагаем читателю. Конечно, е
|
|