|
а,
которая упрекала его в бездеятельности и говорила, что свидание с
императором могло бы послужить ему удобным случаем для расширения его
владений; уже если император Агриппу из простого подданного сделал царем,то
он бы его, тетрарха, наверное, возвел в это достоинство. Ирод дал себя
уговорить и прибыл к императору, но за свою ненасытность был наказан ссылкой
в Испанию.Агриппа, последовавший по его стопам в Рим, получил теперь от Гая
и тетрархию Ирода. Жена последнего пошла за ним в изгнание, в котором он и
умер.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Гай хочет поставить в храме свою статую.
Отношение Петрония к его приказу.
1. Император Гай до того возгордился своим счастьем, что сам себя
считал Богом и требовал,чтобы другие также величали его Богом. Точно так же,
как он у собственного своего отечества похищал лучших и благороднейших
людей, он простирал свои злодейства и на Иудею. Он послал Петрония во главе
войска в Иерусалим для того, чтобы водворить в храме его статуи, и дал ему
инструкцию: в случае какого-либо сопротивления со стороны иудеев самих
противоборцев убить, а весь остальной народ продать в рабство.Но Бог принял
на себя заботу об этих приказаниях. Петроний, выступил из Антиохии против
Иудеи с тремя легионами и многими сирийскими союзниками. Одна часть иудеев
не придавала еще значения слухам о войне; другая же часть,которая верила
этим слухам, не знала, как обороняться, и находилась в большом
затруднении.Вскоре, однако, страх сделался всеобщим, ибо войско уже стояло у
Птолемаиды.
2. Птолемаида лежит на границе Галилеи,на большой равнине. Это
приморский город, окруженный горами: с восточной стороны, на расстоянии
шестидесяти стадий от города, возвышается галилейский горный хребет, к югу,
в ста двадцати стадиях, - Кармил; на севере, через сто стадий, - высокая
гора, прозванная местными жителями Тирийской лестницей. В двух стадиях от
города протекает очень маленькая речка Вилей, где находится памятник Мемнона
и близ которой открывается весьма замечательное место,величиной в сто
локтей. Оно имеет вид котловины, и из нее добывают стеклянный песок,
который, как ни исчерпывается массами останавливающимися судами, каждый раз
вновь восстанавливается, так как ветры, как будто нарочно,пригоняют туда
извне сверкающий песок; накопляясь в яме, он быстро превращается в стекло.Но
еще более удивительным кажется мне то, что стекло. которым изобилует эта
местность, имеет свойство вновь превратиться в песок. Такова природа этой
местности.
3. Иудеи между тем собрались с женами и детьми в Птолемаидскую долину и
трогательно умоляли Петрония пощадить отечественные обычаи, а затем и их
собственную жизнь. Огромное число просящих и настойчивость их просьб
произвели на него такое впечатление, что он оставил в Птолемаиде войско и
статуи, сам отправился в Галилею, созвал весь народ и влиятельнейших лиц,
каждого в отдельности, в Тивериаду и здесь, поставив им на вид могущество
римлян и угрозы императора, пытался доказать им, насколько несправедливо и
неразумно их желание.Все подчиненные народы поставили рядом с другими богами
также и статуи императора,а если одни только они будут сопротивляться такому
порядку, это будет равносильно почти бунту, связанномувдобавок с
оскорблением личности императора.
4. Когда же они сослались на их закон и предания отцов, которые
запрещают ставить не только человеческое изображение, но даже и божественную
статую, и не только в храме, но и вообще в каком бы то ни было месте страны,
Петроний им возразил: "В таком случае и я должен исполнить закон моего
повелителя, иначе, если я, ради вашего благополучия, нарушу его, я сам,и
вполне заслуженно, погибну С вами буду бороться не я, а тот, который меня
послал, потому что и я, равно как вы, нахожусь в его власти".На это весь
народ воскликнул: "Мы готовы умереть за закон". После того как Петроний,
восстановивший порядок, спросил их: "Так вы в таком случае хотите вести
войну с императором?", иудеи возразили: "Дважды в день мы приносим жертвы за
императора и римский народ, но если он хочет еще поставить свои статуи, то
он должен прежде всего принести в жертву весь иудейский народ. Мы со своими
детьми и женами готовы предать себя закланию". Удивление и сострадание
овладело Петронием, когда он увидел их несокрушимое благочестие и
неустрашимое мужество перед смертью. Тогда он распустил народ, не добившись
от него ничего.
5. В один из следующих дней он частным образом пригласил к себе самых
влиятельных представителей, а затем вновь собрал народ. То просьбами, то
добрыми наставлениями, больше, однако, угрозами и напоминаниями о могуществе
римлян, о гневе Гая и о его собственном вынужденном положении как
подчиненного он снова пытался воздействовать на народ. Но когда все это не
привело ни к какому результату,Петроний, имея в виду еще ту опасность, что
страна может остаться незасеянной (так как в продолжение протекших уже
пятидесяти дней посевного времени люди оставались праздными), в последний
раз созвал народ и обратился к нему со следующими словами: "Я хочу лучше
рискнуть: или мне с божьей помощью удастся разубедить императора - тогда я
вместе с вами буду радоваться нашему спасению; или же его гнев разразится -
тогда ради столь многих я охотно пожертвую своей жизнью". Провожаемый
горячими благословениями, Петроний уехал, взял свое войско из Птолемаиды и
возвратился в Антиохию; отгуда он немедле
|
|