|
чистое
сострадание, он выступил формальным обвинителем Гиркана и Антипатра. Вопреки
всем правам - жаловался он Цезарю - они изгнали его и братьев из их
отечества, высокомерно и жестоко обращались с их народом, да и к египетскому
походу они не из преданности к особе Цезаря посылали вспомогательные отряды,
а из боязни за прежнее свое враждебное отношение к нему и из желания только
умыть себе руки от прежней дружбы с Помпеем.
2. Тогда Антипатр сорвал с себя одежду, указал на множество своих ран и
сказал, чтобы доказать свою верность Цезарю, он не должен прибегать к
словам, - если он даже будет молчать,то его тело достаточно громко говорит
за него;но что его поражает, так это смелость Антигона: он, сын врага Рима и
римского дезертира, он, которому беспокойный характер и мятежный дух
достались в наследие от отца, - он осмеливается жаловаться на других перед
римским правителем, он думает еще получить у Цезаря какую-ни-будь подачку в
то время, когда должен был бы быть рад тому, что еще находится в живых. Да и
теперь он стремится к власти не потому, что он в ней так сильно нуждался, а
только для того,чтобы иметь возможность опять взволновать иудеев и
употребить свою власть во зло против тех, которые ему дадут ее.
3. Когда Цезарь это выслушал, он тем более признал за Гирканом право и
преимущество на сан первосвященника, а Антипатру предложил избрать себе по
собственному желанию высокйй пост. Когда же Антипатр предоставил меру
награды самому награждающему, то он назначил его правителем (прокуратором)
над всей Иудеей и разрешил ему, кроме того, отстроить срытые стены своего
родного города. Акт о дарованных им милостях Цезарь послал в Рим для того,
чтобы вырезать его на доске и поставить ее в Капитолии в память его
правосудия и заслуг Антипатра.
4. Вслед за этим Антипатр проводил Цезаря из Сирии и возвратился
обратно в Иудею. Первым его делом было обновление иерусалимской стены,
разрушенной Помпеем. Затем он объехал всю страну с целью успокоить волнения
Угрожая, но сохраняя вместе с тем тон доброго советника, он объявлял
повсюду, что "люди, преданные Гиркану, будут жить счастливо и спокойно,
наслаждаясь благами мира и своим благоприобретенным имуществом; но тот,
ктодаст себя обольстить несбыточными мечтами преследующих свою личную выгоду
мятежников, тот найдет в нем деспота вместо заботливого друга, в Гиркане -
вместо отца страны - тирана, а в римлянах и Цезаре - вместо руководителей и
друзей - врагов, так как римляне не потерпят унижений того, кого они сами
возвысили". Таковы были его внушения народу. Но одновременно с тем он
устроил государственные дела по личному усмотрению, видя, что Гиркан крайне
вял и для царя слишком бессилен. Старшего сына своего, Фазаеля, он назначил
начальником Иерусалима и окрестностей; второго сына, Ирода, который был
тогда еще очень молод, он послал с такими же полномочиями в Галилею.
5. Ирод, как деятельная натура, скоро нашел случай выказать свои
дарования. Атамана разбойников Иезекию, опустошавшего окраины Сирии, он
поймал и казнил; а также истребил многих из его шайки - подвиг, который
снискал ему великую признательность сирийцев. В селах и городах прославлено
было имя Ирода как спасителя страны и водворителя мира и порядка. Благодаря
этому он также сделался известным и родственнику великого Цезаря Сексту
Цезарю, наместнику Сирии. Благородно состязаясь со своим знаменитым
братом,Фазаель направил все свои усилия к тому, чтобы расположить к себе
иерусалимских жителей, и, хотя уже независимый властитель города, он
удерживался, однако, от всякого злоупотребления своей властью. А потому и
служил народ верно Антипатру, как царю, и каждый человек почитал его, как
верховного главугосударства. Он же сам попрежнему оставался верным Гиркану,
ни в чем ему не изменяя.
6. Но нельзя никаким образом в счастье избегнуть зависти. Гиркана давно
уже втайне раздражала слава юношей; но больше всего беспокоили его подвиги
Ирода и та толпа глашатаев,которые трубили о них на всех перекрестках.К тому
еще его возбуждали некоторые завистливые царедворцы, которым благоразумие
Антипатра и его сыновей стояло как камень преткновения на их пути и которые
говорили Гиркану: он,в сущности, уступил правление Антипатру и его сыновьям,
а сам остался только титулованным царем без всякой власти. Доколе он будет
пребывать в заблуждении, вскармливая себя на гибель царей? Они уже больше не
довольствуются сохранением за собой лишь наружного вида правителей, а в
действительности распоряжаются как полноправные властелины, устраняя
совершенно отдел настоящего царя. Ведь истребил же Ирод множество иудеев
противозаконно и без всякого письменного или устного приказания от него,
Гиркана. Если Ирод еще не царь,а только частное лицо, так он же должен быть
привлечен к суду и дать ответ перед ним и отечественными законами, не
допускакющими казни без права суда.
7. Такие представления все больше возбуждали Гиркана, и наконец гнев
его разразился привлечением Иро
|
|