|
я и превосходят красноречием, но никак не
достигают по серьезности задачи. Так, например, они пишут историю ассирийцев
или мидян, как будто она древними историками еще недостаточно изложена; а
между тем как уступают они последним и в силе изложения и по отношению к
цели, ими руководившей. Каждый из этих последних старался описывать события,
происходившие как бы перед глазами, когда современность автора с описанными
им фактами могла служить гарантией достоверности изложения, а ложные
сообщения могли быть всенародно опровергнуты очевидцами. Спасти от забвения
то, что еще никем не рассказано, и сделать достоянием потомства события
собственных времен - вот что похвально и достославно; нельзя, однако,
называть истым тружеником того, который изменяет план и порядок чужого
труда; а того, который, воспроизводя новое, дотоле неизвестное,
самостоятельно воздвигает памятник исторический. Я, хотя чужестранец, не
щадил никаких трудов и затрат, чтобы быть в состоянии предложить эллинам, а
также варварам историю совершившихся событий; между тем как чистокровные
эллины там, где дело касается наживы или какого-нибудь судебного процесса,
сейчас делаются удивительно разговорчивыми и развязными, но лишь только
потребуется от них написать историю, где приходится сказать правду и с
большим трудом собрать фактические данные, - уста их вдруг замыкаются,
и они предоставдяют это делать другим, менее способным и незнакомым с
делами полководцев. У нас-то высоко почитается историческая правда,
между тем как у эллинов к ней относятся с пренебрежением.
6. Описать древнюю историю иудеев и рассказать, какого они
происхождения, каким образом они вышли из Египта, через какие страны они
прошли на пути странствования, каким образом они потом рассеялись, я считаю
теперь несвоевременным и, кроме того, излишним, так как еще до меня многие
иудеи написали точную историю своих предков, а некоторые эллины, переводя их
сочинения на свой родной язык, дали нам об этой истории в общем довольно
верное представление. Мой рассказ я хочу начать с того, на чем остановились
те историки и наши пророки. Но и здесь я имею в виду более обстоятельно и со
всевозможной точностью рассказать собственно о той войне, которую лично
пережил, а событиям предшествовавших мне времен сделать лишь сжатый и беглый
обзор.
7. Таким образом, я расскажу, как Антиох, по прозванию Светлейший
(Эпифан), завоевал Иерусалим и после трех лет и шести месяцев владычества
был изгнан из страны сынами Хасмоная; как потомки последних, разъединившись
между собой из-за господства, дали повод ко вмешательству римлян и Помпея в
дела страны; как затем Ирод, сын Антипатра, при помощи Сосия положил конец
их господству; как после смерти Ирода, в царствование Августа и при
правителе страны Квинтилии Варе, восотал народ; как на 12-м году
царствования Нерона началась война, что произошло при Цестии и на какие
места иудеи в начале войны нападали с оружием в руках.
8. После будет сообщено, как они укрепляли пограничные города; как
Нерон после поражения Цестия, считая государство в опасности, поручил
Веспасиану руководительство над войной; как этот со своим старшим сыном
вторглись в страну иудеев; как велико было римское войско; сколько из
пришедших ему на помощь союзников было перебито по всей Галилее и как он
частью силой, частью благодаря добровольной сдаче привел под свою власть
города этой области. Затем я изображу образцовый порядок у римлян во время
войны и дисциплину легионов; дальше - величину и природу обеих частей
Галилеи, границы Иудеи, особенности страны, ее озера и источники; наконец,
судьбу каждого покоренного города в отдельности - все это я тщательно
изображу так, как я это знаю из собственных наблюдений или сообщенных
сведений. Даже о собственных своих приключениях я не умолчу, имея в виду,
что обращаюсь со своим рассказом к таким лицам, которые знакомы с
обстоятельствами дела.
9. Дальше следует рассказ о том, как в то время, когда положение иудеев
сделалось уже критическим, умер Нерон, а Веспасиана, выступившего было тогда
против Иерусалима, отвлекло от поля военных действий полученное им царское
достоинство; о предзнаменованиях, предвещавших ему это; о переменах,
происшедших в Риме, и о том, как Веспасиан при всем своем сопротивлении был
провозглашен солдатами императором; как тогда, после его отьезда в
Египет,где он хотел привести в порядок государственные дела, начались
раздоры между иудеями, возвысились над ними тираны и как последние взаимно
враждовали между собой.
10. Затем я расскажу, как вернулся Тит из Египта и вновь напал на
страну; каким путем, где и в каком количестве он собрал свое войско; какие
внутренние распри господствовали в городе, когда Тит к нему подстудил;
сколько раз он штурмовал его, сколько валов он соорудил. Дальше я опишу
объем и величину трех иерусадимских стен, сильные укрепления города, план
святилища и храма, размер строений и алтаря - все с величайшей точностью;
также - некоторые праздничные обычаи, семь очищений и богослужение когенов;
кроме того, я опишу еще облачения последних и первосвященника, внутреннее
устройсгво Святая Святых в храме, ничего не скрывая и ничето не прибавляя к
тому, что лично изучал.
11. Вслед за тем я расскажу, как жестоко обращались тираны со своими же
соотечесвенниками; с другой же стороны - как снисходительны были к
чужезем
|
|