|
е только от евреев Империи, но и из
областей к востоку от Евфрата.
В предыдущей главе приведена цитата из Моммзена, показывающая как
отношение римского чиновника к евреям в провинции неожиданно отражалось на его
карьере в Риме. Цицерон говорил:
«Ты знаешь, Лелий, что это за шайка, как они держатся вместе, какое
влияние оказывают на собраниях. Поэтому я буду говорить тихим голосом, чтобы
меня могли слышать только судьи, потому что найдётся много людей, готовых
натравить эту толпу на меня и на каждого порядочного человека, а мы не хотим
этого облегчить…»
(Перевод С. Я. Лурье)
Такое ощущение единства в рассеянии поддерживалось силами, которые мешали
раствориться в окружающей национальной и культурной среде, поддерживали
изолированность еврейства. Такую роль играли сложные, досконально разработанные
ритуалы, выполнение которых было необходимым условием принадлежности к
иудаизму: обрезание, многочисленные ограничения в пище, посты, соблюдение
субботы и т. д. Но и просто идеология отчуждения, для которой столь обильную
пищу давал Ветхий Завет.
Так, книги Ездры и Неемии описывают грех, в который впали евреи,
остававшиеся в Палестине в период «пленения», взяв иноплеменных жён и произведя
от них детей-полукровок, а также и очищение от этого греха. Ездра пишет:
«По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ
Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с
мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Египтян и
Аморреев.
Потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое
с народами иноплеменными… Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду
мою, и рвал волосы на бороде моей, и сидел печальный».
(Езд. 9, 1-3)
Также и Неемия:
«Ещё в те дни я видел Иудеев, которые взяли за себя жён из Азотянок,
Аммонитянок и Моавитянок. И оттого сыновья их вполовину говорят по-азотски, или
языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. Я сделал за это выговор
и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волосы и заклинал их Богом,
чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за
сыновей своих».
(Неем.13, 23-25)
Было принято радикальное решение:
«…мы сделали преступление перед Богом нашим, что взяли за себя жён
иноплеменных из народов земли; но есть ещё надежда для Израиля в этом деле».
«Заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и
благоговеющих перед заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жён и
детей, рождённых ими, — и да будет по закону!»
(Езд.10, 2-3)
«И встал Ездра священник, и сказал им: вы сделали преступление, взявши
себе жён иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля.
Итак, покайтесь в сём перед Господом, Богом отцов ваших, и исполните волю его,
и отлучите себя от народов земли и от жён иноплеменных.
И отвечало всё собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и
сделаем».
(Езд. 10, 10-12)
В первые века до Р.Х. и после Р.Х. возникла большая литература иудейского
происхождения, иногда ориентированная на еврейского читателя, усвоившего
греческую культуру. Часть этих произведений позже получила название «апокрифов».
Например, в III книге Ездры говорится:
«О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но
подобны слюне, и всё множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда».
(III кн. Ездра 6, 56)
Книга Юбилеев (апокрифическое иудаистическое сочинение, написанное в II в.
до Р.Х.) даже грозит смертью за смешанный брак. Там говорится также:
«Ты же, сын мой, чуждайся иных народов, не ешь с ними, не следуй их
обычаям, не заводи среди них товарищей. Ибо дела их не чисты, а пути мерзостны».
В исходящем из еврейской среды «Письме Аристея» читаем: «Законодатель,
которому Бог дал познания всех вещей, окружил нас непроницаемой оградой и
гранитной стеной, чтобы мы не имели общности ни с одним народом, оставаясь
чистыми душой и телом, чуждыми бессмысленных ложных учений».
И более конкретно, в Талмуде, созданном в первых столетиях после Р.Х.,
приводятся запреты приглашать иноплеменника (гоя) в свой дом, оказывать ему
любое гостеприимство, одалживать ему своё поле или свою баню и т. д. и т. д.
Но, пожалуй, самой поразительной чер
|
|