|
покровительствовали евреям». Более подробно:
«Евреи составляли в Польше особое сословие, управлявшееся во внутренней
жизни своими выборными представителями, светскими и духовными. Делами еврейских
общин заведовали кагалы, то есть общинные советы».
Существовал о единое еврейское управление, «Совет четырёх Стран», в
частности собиравшее все налоги с евреев.
К XVI в. в Польше относится развитие талмудической традиции Моисеем
Пссерлисом и Соломоном Лурье.
Ослабление королевской власти и усиление власти шляхты привело к
закрепощению крестьян, раньше бывших свободными.
Как говорит Шахак, «крепостное право было неотличимо от рабства в чистом
виде… Но хуже всего положение было в восточных землях Польши (Белоруссия и
Украина), населённых и возделываемых недавно закрепощёнными крестьянами».
Шахак подробно говорит об экономическом положении евреев:
«Во всей Речи Посполитой дворяне использовал и евреев, чтобы подорвать
роль и влияние, и до того весьма относительное, королевских городов. (…) По
большей части аристократы ставили в городах своих еврейских посредников, тем
искусственно создавая конфликты.
Но хуже всего положение было в восточных областях Польши (…). На этой громадной
территории почти не было королевских городов. Города основывались
землевладельцами и были населены почти исключительно евреями. Вне городов
большинство евреев, конечно, и во всей Польше, но особенно на Востоке,
использовалось как непосредственные властители и угнетатели закрепощённых
крестьян: они были арендаторами (распорядителями имений, наделёнными полнотой
власти). Короче говоря, во всей Польше при власти помещиков (и феодальной
Церкви, пополнявшейся исключительно дворянами) евреи были одновременно и
непосредственными эксплуататорами крестьян и почти единственными горожанами.
… крестьяне подвергались особенно тяжёлому угнетению под двойной властью
землевладельцев и евреев; и можно предполагать, что последние полновесно
пользовались религиозными еврейскими законами об отношении к язычникам. Как мы
увидим в следующей главе, применение этих законов отменяется или смягчается,
если можно думать, что оно вызовет опасную вражду к евреям».
К числу привилегий, которыми в это время пользовались евреи, можно
отнести также то, что в случае крещения они приобретали дворянство, часто
высокого ранга. Всё кончилось, однако, кровавыми восстаниями времён
Хмельницкого и Гайдаматчины.
В обоих случаях — Испании и Польши — периоды процветания и влияния
заканчивались особенно жестокими гонениями.
Почему или хотя бы как это происходило? Можно надеяться приблизиться к
ответу на этот вопрос, рассмотрев обвинения, которые выдвигались против евреев
в средние века. Для нас одни из них звучат рационально, другие — совершенно
фантастично, но для современников все они, по-видимому, были одинаково весомыми.
Типичными для средневекового духа были высказывания Лютера о евреях.
Встречая иногда цитаты из его произведения «О евреях и их обманах», я долго
считал их искажениями в злобном антиеврейском духе (такой ненавистью они дышат),
пока, наконец, не прочёл всю работу в собрании сочинений Лютера. Там есть,
например, «Семь верных советов» немецким князьям, где Лютер предлагает
разрушить все синагоги и залить развалины смолой, сжечь «еврейские книги»,
заставить евреев заниматься только физическим трудом и прибавляет, что советует
он это лишь по своему христианскому милосердию, ибо можно было бы полностью
изгнать их из Германии, «как в XV в. их изгнали из Испании, в XIV в. — из
Франции и в XIII в. — из Англии».
Конкретнее, прежде всего, мы встречаем обвинения в ограблении населения
при помощи ростовщичества под колоссальный процент. Надо иметь в виду, что в
Средние века католическая церковь запрещал а христианам ростовщичество под
угрозой отлучения от причастия для мирян и лишения сана для священников, так
что евреи были единственными, кто мог законно давать деньги в долг под процент.
И что ещё важнее, эти деньги у них были. Примеры обвинений в громадных
ростовщических процентах мы приводили выше.
Обвиняли евреев и в продаже христиан в рабство маврам. В VII в. хронист
Луитпранд, епископ Агобард, синод в Шалоне на Марне 630 г. утверждают, что
евреи оскопляют христианских детей и продают их сарацинам. Из новейших
историков об этой стороне хозяйственной деятельности евреев говорит
Тревор-Ропер.
Далее следуют обвинения в помощи врагам государства. Рот и сам говорит,
что ввиду гонений, которым евреи подвергались в визиготском государстве в
Испании, вряд ли надо удивляться, что они горячо симпатизировали арабскому
вторжению, если только прямо не призвали арабов. Испанские хронисты утверждают
последнее. Завоёвывая Испанию, мавры оставляли в городах еврейские гарнизоны.
Евреев обвиняли в том, что в 965 г. они впустили мавров в Толедо и участвовали
вместе с ними в избиении христиан, или в том, что они предали Бордо северным
пиратам.
Наряду с этими обвинениями, ко
|
|