|
В зрелые годы и позднее Николай сопровождал Ирода в его поездках, и тот поручал
ему возглавлять трудные переговоры. Его положение в огромной мере упрочилось
также благодаря тому, что он не только нравился Ироду, но и пользовался
расположением самого Августа. Император познакомился с ним после битвы при
Акции, скорее всего на Родосе, и ученый произвел на него впечатление. Он
называл Николая своим товарищем — обращение, по существу приравнивавшееся к
титулу, — и высоко ставил его в ряду друзей; очень высокая и красивая финиковая
пальма, подаренная Николаем Августу в Риме, так и называлась «Николаевой
пальмой». Более того, Николай пользовался влиянием и у замещавшего Августа
Марка Агриппы, к которому он позднее обратился от имени попавшего в беду
маленького городка Илион (Троя), где чуть не утонула жена Агриппы. Николай
также успешно защищал перед Агриппой иудеев Малой Азии (см, главу 12), хотя сам
и не был иудеем.
Николай придерживался великой традиции мыслящих в мировых масштабах греческих
эрудитов и философов. Тем не менее, несмотря на свои связи с сильными римского
мира, он мало бывал в столице. Более того, когда ему приходилось там бывать, он
навлекал на себя критику из-за общения с простолюдинами, даже с рабами, вместо
того чтобы составлять компанию аристократам. Он с удовольствием воспринимал
такие обвинения; он был очень добрым, благожелательным человеком, и благодаря
взаимодополняющим качествам они с Иродом, должно быть, представляли довольно
любопытную пару. Николая также осуждали за то, что он не копил огромных
богатств, даримых ему царем, а растрачивал их; говорили также, что его слава
при дворе Ирода была незаслуженной. Чтобы утверждать такое, завистников более
чем хватало. Однако и у нас есть причины для недовольства. Он был сверх меры
верноподданным, и вследствие этого наши сведения о царстве соответственно дошли
в искаженном виде. Иосиф местами излишне неблагожелателен к Ироду, а местами
слишком благосклонен: в последнем случае его источником почти всегда служат
труды Николая.
Как и главный министр Птолемей, он состоял в новом царском совете, который Ирод
обычно созывал, когда требовалось услышать мнение его членов. Старый иудейский
государственный совет, более половины членов которого были казнены в 37 году до
н.э. для таких целей не созывался, а сохранялся только для рассмотрения
религиозных обычаев. Вместо него Ирод держал, то ли официально, то ли иначе,
этот новый совет из друзей и родственников, тем самым следуя обычаю других
эллинистических монархов, да и, по существу, самого Августа. Если Ироду
требовалась поддержка судебного приговора, такого, как приговоры о казни
Гиркана или Мариамны, это был орган, мнения или одобрения которого Ирод
добивался.
Кроме всегда присутствовавших главных советников, остальной состав совета не
отличался постоянством. Например, когда провозглашалось что-то очень важное или
когда раскрывалась опасная попытка подстрекательства к мятежу, чтобы создать
видимость широкого представительства, привлекалось дополнительное количество
знатных людей.
Глава 8
ЩЕДРОСТЬ И ПЫШНОСТЬ
Политика, которую с помощью этих советников проводил Ирод, была смесью
аристократизма, неукоснительной суровости и великодушной щедрости.
Подобно многим абсолютным властителям, он был убежденным сторонником прямого
апеллирования «к народу». По важным случаям, вроде его торжественных
возвращений после встреч с римскими вождями, чтобы приветствовать его, часто
устраивали бурные народные встречи, которые не имели никакой конституционной
значимости или силы, а просто собирались, не без подражания грекам, чтобы
выслушать и одобрить волю правителя.
Подобным же образом лиц, виновных в участии в мятеже, включая и членов семьи
Ирода, вытаскивали на враждебно настроенные народные судилища, не раз угрожали
им расправой, до того как соизволит вмешаться царь. Иногда эти толпы
разъяренных людей, как и другие подобные сборища, собирались чисто стихийно, но
временами это были заседания официальных царских судов. Ибо Ирод, как до него
Хасмонеи, конечно же создавал собственные суды. Иудейское представление, что
царь не правомочен выступать в качестве судьи, начисто отвергалось, ибо
отправление правосудия, как и законодательная деятельность, полностью
находилось в его руках.
Когда в его семье случались неприятности и ее члены представали перед этими
органами, Ирод ради популярности ссылался на иудейский Закон, не имевший
отношения к тем законам, которые применялись судами. Суды, скорее всего, внешне
действовали на основе греческих законов, унаследованных или позаимствованных у
эллинистических царств, возможно несколько видоизмененных в соответствии с
римской судебной практикой.
|
|