|
культуре.
Его римскими старшими партнерами и повелителями оставались последовательно Марк
Антоний и Август. Антоний, несмотря на близкие отношения с Клеопатрой, был
убежден, что политика великой западной державы требовала наряду с Египтом
существования государства палестинских иудеев, и потому никогда не позволял
царице Египта, вопреки ее создающим ему трудности настойчивым увещеваниям,
стереть с лица земли царство Ирода — хотя и готов был ради нее урезать его
территорию. Одной из самых удивительных встреч в истории являлся, наверное,
приезд Клеопатры к Ироду в Иерусалим в 34 году до н.э. Впоследствии он
рассказывал довольно невероятную историю, что она пыталась его соблазнить.
Кроме того, утверждал, что подумывал о ее убийстве, но потом передумал. Итак,
она осталась жить, но не так долго, как он сам.
Ибо когда она с Антонием потерпела поражение от Октавиана, Ирод добился одного
из многочисленных успехов в своей карьере, переметнувшись на сторону победителя,
к полному его удовлетворению. С того времени он много лет был одной из главных
опор империи Августа на востоке. Границы его царства — в известном смысле
бывшие границами Рима, ибо их защита входила в обязанности монарха-клиента, —
простирались до Газы, Голанских высот и далее, включая полоску земли за
Иорданом почти до современного Аммана. Но на юге границы царства далеко не
достигали Эйлата, Акабы и Красного моря. И несмотря на то, что в нем самом
текла арабская кровь, Ирод неизменно имел натянутые отношения с Арабским
государством, которое, как и его собственное, зависело от Рима и которое он сам
всегда надеялся подчинить себе. Ирод — человек контрастов; одним из них был
конфликт между приверженностью иудейской традиции и проримским эллинизмом. Еще,
одним, свойственным его темпераменту и деятельности, было глубокое противоречие
между просвещенным, цивилизованным рационализмом и необузданной кровожадной
жестокостью. Из-за последнего качества возникла легенда об избиении младенцев,
хотя это всего лишь одна из множества легенд, окружавших этого искушенного в
политике и отмеченного жестокостью деятеля; некоторые из них страшные, другие
почти хвалебные. Его жестокость в личной жизни в конечном счете до отвращения
поразила даже много видавшего твердокаменного Августа. Несомненно, Ирод не мог
отказать себе в удовольствии иметь слишком много жен и детей; его
матримониальная история, служит веским доводом против многоженства. В последние
десять лет жизни ему не удавалось манипулировать семейными интригами, и в
результате он потерял контроль над событиями.
Бурные воды царствования, которые до того Ироду удивительным образом удавалось
усмирять, чреваты множеством захватывающих воображение встречных течений. Успех
проводимой Иродом политики «разделяй и властвуй», например, в значительной мере
обусловлен ощутимой тягой к расколу в рядах современного ему иудейства,
относительно чего к нам постоянно поступают новые, хотя и загадочные, сведения
из свитков, обнаруженных в Кумране, близ Мертвого моря. Смерть Ирода и рождение
Иисуса произошли почти в одно и то же время (некоторые утверждают, в один и тот
же год), и уже тогда на протяжении многих лет росли сильные мессианские чаяния;
правда, сам Ирод придерживался мнения, что если и существовал Мессия, то это
был он сам. Вопреки общепринятым утверждениям о противном, он образовал вокруг
себя значительное количество поддерживавших его влиятельных иудеев, которыми
весьма дорожил, а также пользовался пассивной поддержкой довольно многих других
нейтрально настроенных жителей. Но к концу его правления оппозиция возросла и
ее выразителями были не только видные фарисеи более радикальных взглядов, но и
подстрекаемые своими наставниками выходившие на улицы воинствующие ученики.
Почему Ирода звали Великим (титул достался ему случайно), будет рассмотрено в
конце книги. Но поскольку он ему принадлежит, заслуживает ли его Ирод? В мире в
I веке до н.э. было трудно, если ты не видный римлянин или парфянин — так
сказать, видная фигура западной великой державы или ее восточного соперника, —
достичь высокого положения. За возможным исключением Клеопатры, Ирод
приблизился к нему в большей степени, нежели какой-либо другой неримлянин или
непарфянин его времени. Во всяком случае, он был фигурой, возвышавшейся
практически над всеми современниками в силу своих многосторонних талантов.
Внутри римского космополиса он превратил Иудею в большое, пользующееся благами
мира, процветающее царство. И если, несмотря ни на что, он оказался неспособным
сохранить Иудею и иудаизм от грядущих массовых бедствий, то они будут
наблюдаться долгое время после его смерти, он же приложил все свои блестящие
способности и сделал все, чтобы предотвратить их.
Майкл Грант Каттайола, 1971
Часть первая
ВОЗВЫШЕНИЕ ИРОДА
Глава 1
|
|