|
его происхождение от слова, означающего «отделение», то есть разрыв со всем
грешным или нечистым. Сами они предпочитали более скромное название — «хаберим»,
означавшее «равные» или «товарищи».
Стал фарисеем и принадлежавший к более позднему поколению Иосиф, и он говорит
их языком, когда заявляет, что важнейшей характерной чертой иудаизма является
Закон Моисея. Эта Тора, или Откровение, — понимаемая как законы, сопутствующие
святому дару, — состояла из пяти Книг Моисеевых, которые к концу IV века до н.э.
стали считаться каноническими. К 200 году закрепился канон Пророков, за ним
канон Писаний, сохранившиеся части которых христиане называют Ветхим Заветом.
Многие иудейские авторы всех времен распространяются о своей страстной любви к
Закону, особенно Псалмопевец и автор Книги Екклесиаста (Бен Сира, ок. 180 г. до
н.э.); а греку, злословившему в адрес народа Моисеева, Иосиф ответил: «Мы
обладаем Законом, идеально предназначенным поощрять истинную религию,
социальную справедливость и добрую волю между народами».
Фарисеи возложили на себя высокую обязанность излагать и толковать этот Закон,
утверждая, что он распространяется как на жизнь нации, так и на личную жизнь.
Однако в противоположность саддукеям они считали, что Господь на горе Синай
передал Моисею не только писаный Закон Торы, но и Закон неписаный, известный
(примерно со времен Ирода) как «предания старины» или «предания старцев»,
который исходил из божественных уст и должен храниться и передаваться будущим
поколениям. Более поздние теологи даже утверждали, что Господь заключил завет с
Израилем только потому, что законы не были писаны.
Фарисеи черпали поддержку не в храме — стихии саддукеев и жрецов, а в синагогах
— прежде всего местах изучения Закона. Хотя вряд ли можно утверждать, что
синагоги созданы фарисеями, они все больше использовались ими для направления
мыслей иудеев. Иврит Ветхого Завета в большинстве понимали только хорошо
образованные люди, а фарисеи могли предложить его тексты на арамейском языке,
что давало им возможность добавлять собственные уточнения и толкования. В
вопросах религии они придерживались прогрессивных взглядов, стремясь, и это на
самом деле так, противодействовать эллинизирующим упрощениям, но понимали, что
лучше всего это делать путем адаптации веры к современным практическим
потребностям, поскольку они утверждали, что люди имеют право изменять любой
закон. В основном это были миряне, главным образом из средних слоев,
стремящиеся получить образование и жаждущие приобщения к вере. Им помогали в
этом деле не имеющие духовного сана правоведы (соферим — книжники). Фактически
многие книжники сами являлись фарисеями. Книжники решали, что нужно для
практического применения Закона на все случаи жизни; насчитали своим делом с
помощью дополнений и вольных умозаключений выискивать в Торе более глубокий
смысл. Типичный книжник, зачастую бедняк, удостоен похвалы в Книге Екклесиаста
(Екк. 9, 15 — 18).
В наилучшие для них времена фарисеи совсем не были нудными педантами, напротив,
хотели превратить религию в источник радости. Они отвечали широко
распространенным настроениям своего времени, подчеркивая личный характер
религии, рассуждая на темы греха и морали, о воскресении из мертвых и о
вознаграждениях и карах в загробной жизни. Они представляли всю историю
проникнутой Божьей волей. Их вера, значительно отзывчивее веры саддукеев, и
есть дошедший до наших дней иудаизм. Однако саддукеи находили их «увлеченность»
достойной отвращения и обвиняли их в заигрывании с низами. Их подвергали
критике и в других кругах, хотя их приверженец Иосиф особо об этом не
распространяется. Их толкования называли льстивыми, а их самих ханжами,
фальшивыми учителями лицемерия. Позднее строгое соблюдение ими буквы Закона, в
том виде, как его толковали более педантичные представители, привело в ярость
Иисуса — отсюда неблагоприятное для фарисеев определение в наших нынешних
словарях. Они, в свою очередь, осуждали Иисуса, потому что он, сам являясь
фарисеем, пренебрегал их правилом, предусматривающим, что толкования Законов
Моисеевых, как данных свыше, должны устанавливаться не по приказанию, а путем
выработки единого мнения.
Такова в то время была традиция, которой придерживались Гиллель и Шаммай,
выступившие во время осады Иерусалима с призывом о сдаче Ироду. Они возглавляли
академии толкования Торы. Позднее считалось, что они унаследовали эти должности
от целого ряда аналогичных пар лиц (Zuggoth) начиная со 165 года до н.э. Но в
иудейских письменных трудах очень мало пишут об учителях более ранних поколений,
что дает основания полагать: во времена Гиллеля и Шаммая данная традиция еще
только зарождалась и оба они играли большую роль в ее формировании. Другими
словами, эпоха Ирода имела большое значение в истории иудейской веры, и тот
факт, что созидательные устремления таких людей не встречали препятствий со
стороны царя и, более того, наступившее благодаря ему в Иудее спокойствие
способствовало их деятельности, является важным аспектом его победы.
Гиллель, родившийся в Вавилонии, отличался кротостью и обходительностью и не
любил спорить по пустякам. Он провозглашал золотое правило: «Не поступай с
другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой» — требование, которому
позднее Иисус придал вместо отрицательного положительное звучание; правда,
христиане и иудеи позднее разошлись во мнениях относительно положительных и
отрицательных сторон такой замены. У Шаммая, с другой стороны, была репутация
|
|