Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
сударственной собственности на землю. 
   Вместе с тем между общественным строем средневековой Европы и Индии имелись 
важные черты сходства. И там п тут экономика базировалась на ручном труде 
мелких крестьян п ремесленников, владевших орудиями производства и ведущих свое 
самостоятельное, преимущественно натуральное хозяйство. Общество строилось на 
их эксплуатации посредством взимания ренты (или ренты-налога), главным образом 
путем внеэкономического принуждения. Именно поэтому мы и говорим о феодализме в 
Индии, хотя подчеркиваем его особенности по сравнению с европейским. 
   Средц советских историков дискутировался вопрос относительно государственной 
собственности на землю в Индии. Исторические понятия собственности, владения и 
пользования в феодальные времена у нас недостаточно четко разграничены. В 
исторической литературе существует свыше десятка разных определений этих 
понятий. Дело в том, что в средневековой Индии под термином «земля» понимали 
две совершенно разные вещи. Для земледельца это было конкретное поле, которое 
он обрабатывал, не теряя своих прав на него даже после длительного перерыва в 
пользовании землей, передавал по наследству п мог отчуждать путем продажи и 
дарения при соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений. За этот 
участок земли он должен был вносить установленный налог-ренту государству или 
тому лицу, которому правитель передоверял свое право сбора налогов. 
   Для феодала или феодального государства земля — это территория, с населения 
которой должна была поступать определенная сумма налогов. Условные пожалования 
давались обычно на определенную сумму, и лишь потом государственные чиновники 
определяли, с какой местности или местностей эти налоги должны были собираться. 
В период развитого феодализма в Индии подавляющее большинство пожалований 
носило условный характер: они не передавались но наследству, не мог та быть 
отчуждаемы или дарованы более мелким владельцам. В крестьянское распоряжение 
землей феодал не вмешивался. Однако, поскольку налог взимался только с 
обработанной площади, феодал стремился увеличить пахотную землю, устанавливая в 
течение ряда лет налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим залежь или целину,
 или поощряя тех, кто засевал землю интенсивными, высокотоварными культурами. 
   Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы 
земельного налога, по размеру и характеру равнявшегося феодальной ренте, в 
сборе этого налога непосредственно государственными чиновниками или в 
пожаловании права сбора феодалам. Таким образом, в средневековой Индии у разных 
социальных групп было свое, отличное от других понятие земли и владельческих 
прав на нее. Следует, впрочем, отметить, что при господстве государственной 
собственности некоторая, меньшая часть земель находилась у наследственных 
независимых илп вассальных землевладельцев (получивших при Моголах название 
заминдаров), которые сами устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели 
собственное хозяйство с помощью кабальных барщинников или батраков. 
   Единицей хозяйства была малая семья. Имеются упоминания о существовании 
сельской общины с общинным собранием и советом из наиболее уважаемых 
полноправных членов. В Северной Индии община охватывала, видимо, одну или 
несколько деревень, объединенных в той или иной мере общностью происхождения от 
одного предка — основателя поселения или же от рода осевших в этой местности 
завоевателей. В Южной Индии до XIV—XV вв. община была крупной, состоявшей ш 
десятков, сотен пли даже тысяч поселений, и, хотя в IX—X вв. община стала 
терять хозяйственное единство, все же она оставалась важной политической силой. 
Существовали общины с периодическими переделами земель, а также такие, где 
пахотные земли были уже прочно разделены между семьями. Видимо, община в целом 
распоряжалась необрабатываемыми землями, распределяла между общинниками подати 
и, возможно, оплачивала каких-то слуг или ремесленников. Нам неизвестно, 
существовала ли до XIV в. та система соединения ремесла с земледелием, которая 
имела место и была подробно описана в конце феодального периода в Индии. 
Вероятно, южноиндийская община была более могущественной и процветающей, чем 
община на севере страны. Во всяком случае она чаще фиксировала на камне и 
других прочных материалах свои решения и распоряжения. Во всех индийских 
общинах можно отметить привилегированное поло-жение наиболее видных лиц (обычно 
старосты и писца). Важные дела разрешались, по-видимому, на общинных собраниях, 
но постепенно к старосте и писцу переходило все больше власти внутри общины. 
      Ранний феодализм
   Черты феодальной эксплуатации существовали в Индии и в древности: в виде 
широко распространенного труда закабаленных батраков, с одной стороны, н 
земельных пожалований за «государственные заслуги» — с другой. В VI—VII вв. 
число бронзовых табличек, фиксировавших такого рода пожалования, значительно 
возросло. По ним можно проследить развитие феодальных отношений. В грамотах 
перечисляется все большее количество взимавшихся с населения податей, от 
которых освобождается или на сбор которых в свою пользу имеет право получивший 
пожалование. Все чаще появляется формула иммунитета — запрещение вступать на 
пожалованную территорию чата и бхата, (видимо, чиновникам и военным отрядам). 
Феодал получает право вершить суд, в большинстве случаев крестьяне попадают во 
все большую феодальную зависимость. Часто крупные феодалы, занимавшие, судя по 
титулам, посты наместников областей, сами без санкции сюзерена раздаривали 
земельные пожаловани
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-