Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
о размерам буддийские монастыри были и в Северо-Западной Индии. В 
Таксиле уже во II в. н. э. начали возводить монастырь Дхармараджику, а к V в. н.
 э. это был целый комплекс помещений и построек. 
   Расколки многослойных городищ вскрыли остатки светских зданий первых веков 
нашей эры. О таких сооружениях нам рассказывают и изображения на ступах в Санчи 
и Ама-равати Дома были в несколько этажей Очень величественны царские дворцы. 
      Изобразительные искусства
   В кушанскую эпоху сложилось несколько направлений в изобразительном 
искусстве, скульптуре. 
   В Средней Азии процветала местная бактрийская школа, в произведениях которой 
были сильны светские черты, в Северо-Западной Индии — гандхарская школа, в 
долине Ганга— матхурская и на юге, в Андхре,— школа Амараватп. 
   В гандхарской скульптуре прослеживаются различные влияния — греко-римское, 
среднеазиатское, очень значительна буддийская струя. Некоторые ученые полагали, 
что гандхарские скульптуры были изготовлены эллинизированными индийцами, другие 
авторами работ считали даже римских мастеров. Хотя западное влияние здесь 
действительно было значительным, в основе гандхарской школы лежали местные 
традиции. В скульптуре Гандхары очень рано появляются изображения Будды в 
образе человека. До этого Будда изображался розничными символами колесо (чакра),
 трон, дерево Бодхи и т. д. Возможно, что в этом оказывалась влияние махаянских 
идей 
   В некоторых скульптурах Будды и бодхисаттв ученые склонны видеть явное 
влияние статуй Аполлона Бельведерско-го, но многие черты Будды имеют чисто 
местную основу. Отличен был материал, назначение скульптур, связанных в Индии, 
как правило, с архитектурой Сюжеты были индийскими, но в технике исполнения, 
безусловно, чувствуется греческое влияние. По словам некоторых искусствоведов, 
гандхар-ский скульптор имел сердце индийца и руки грека Гандхар ские традиции в 
скульптуре оказали заметное влияние на изобразительное искусство многих стран 
Центральной Азии и Дальнего Востока. 
   Своеобразием и самобытностью отличалась матхурская школа, где наряду с 
буддийокой скульптурой значительное место занимала светская скульптура — это 
фигуры кушанских правителей и мирян — богатых донаторов. Здесь целая портретная 
галерея. В целом в матхурской школе скорее чувствуется влияние более древних 
джайнской или маурпйской скульптур. Знаменатетьно, что в Матхуре, очевидно, 
независимо от Гандхары, тоже появляются антропоморфные изображения Будды, 
возможно, даже несколько раньше, чем на северо-западе страны. Фигуры Будды 
передают земной образ проповедника, но уже проявляются некоторые черты 
отрешенности. 
   В Амаравати скульптура как бы дополняет буддийскую ступу, построенную во II 
в. н. э. Сцены посвящены в основном жизши Будды, но весь колорит чисто местный, 
передающий специфику художественных канонов этой школы Чувствуется здесь и 
влияние художественных традиций Севера. 
   В -шоху Гуштов уже не так отчетливо прослеживаются различие и специфика 
отдельных направлений изобразительного искусства Вырабатывается более 
однородная скульптурная традиция, основанная главным образом на традициях 
североин-дийокой школы в Матхуре Получает развитие буддийская трактовка образа 
Будды, идет дальнейшая эволюция в передаче мирского облика учителя и 
проповедника, который те перь рисуется высшим существом божественного типа. 
   В поэднегуптскую эпоху в связи с упадком буддизма несколько видоизменяются 
каноны буддийской скульптуры, образ Будды становится явно схематичным. Он 
приобретает единые канонические и стилистические черты, и скульптурные 
изображения Будды, обнаружеганые в различных областях страны, очень схожи друг 
с другом. Характерны статуи Будды V в. из Султанганджа (Бенгалия) н Сарнатха 
(близ Бенареса). Первая фигура, сделанная из меди, была довольно внушительных 
размеров — высота более 2 м и вес около 1 т. Будда уже изображен как воплощение 
неземной силы. Это подчеркивают широкий таре и узкая талия, почти незаметная 
мускулатура. Вся фигура выполнена в стиле «трех наклонов»: голова немного 
наклонена, правая рука, согнутая в локте, в позе «абхая-мудра». Образ 
проповедника подчеркнуто идеализирован, поза непринужденна, передает состояние 
внутреннего сосредоточения, на лице блаженная улыбка. 
   Возрождение индуизма также оказало непосредственное влияние на скульптуру: 
широко распространяются скульптуры випшуистских и шиваистских богов. 
Большинство (индуистских скульптур гуптокой эпохи посвящено Шиве. Возможно, что 
изображение Будды в образе человека, характерное для буддийской скульптуры 
первых веков нашей эры, оказало влияние иа передачу образов индуистских божеств.
 
   Однако индусы рассматривали фигуры своих богов, даже придавая им 
человеческий облик, как определенный символ, и поэтому они могли иметь 
несколько рук, каждая из которых символически ассоциировалась с конкретным 
божеством или выполняемыми им функциями. 
   Наряду с чисто религиозной в гуптский период получила развитие так 
называемая полусветская и светская скульптура. 
   Гуптская эпоха явилась важным этапом в развитии древнеиндийской живописи. 
Подлинным шедевром индийского и мирового искусства являются знаменитые росписи 
Аджанты (современный штат Махараштра). По технике выполнения это не были фрески 
в точном смысле этого слова 1. Живопись покрывала стены и потолки 29 пещер. 
Сюжеты очень разнообразны: здесь и сцены из жизни Будды, иллюстрации к джатакам,
 портреты Будды, фигуры якшинь, различные узоры и т. д. Прекрасно передана 
природа, различные моменты обыденной жизни, придворные сцены. Посетивший в VII 
в. пещеры Аджанты Сюань Цзан писал, что на стенах храма начертано «все великое 
н все малое». Замечательны краски, передающие всю гамму цветов. Росписи 
делались по сухой штукатурке. 
   «Фрески» Аджанты начали создаваться в догуптскую эпоху, а затем выполнялись 
в течение нескольких столетий. Влияние этой живописи те т
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-