|
аталипутру следует признать одним из
самых крупных городов древности. Площадь Александрии была в 3 раза меньше, а
известный индийский город Каушамби — столица государства Ватса — уступал тго
размерам Паталипутре в 11 раз Мегасфен писал о том, что в столице империи было
570 башен и более 60 юродских ворот.
Основным строительным материалом продолжало служить дерево Лишь иногда
постройки возводились из камня Даже царский дворец при Ашоке, как показали
раскопки, был из дерева. При этом дерево подвергалось специальной обработке,
чао предохраняло его от разрушений в течение многих столетий. Когда через шесть
веков после правления Ашоки китайский путешественник Фа Сянь прибыл в
Паталипутру, он был просто потрясен величием сооружения и написал о том, что
его, очевидно, строили боги, а не люди. Качество обработки дерева и приемы
строительства произвели сильное впечатление и на археологов, которые уже в
начале XX в. изучали остатки царского дворца.
Высокого развития в городах достигло ремесленное производство, особенно
ткачество, обработка металлов, ювелирное дело Самыми лучшими считались
хлопчатобумажные ткани из Варанаси, Матхуры и Уджаяни Через Баригазы ткани
вывозились на Запад. Гандхара славилась шерстяными тканями «Артхашастра»
рассказывает о специальных царских мастерских по обработке металлов, над
которыми чиновники осуществляли строгий контроль. Кроме царских оружейников
были ремесленники-металлисты, сами ведущие свое хозяйство и работавшие по
заказам. В деревнях особым почетом пользовались плотники, горшечники и кузнецы.
Ремесленники имели свои профессиональные организации, которые назывались
шрени. В некоторых отношениях они были самостоятельными, имели свой устав.
Входящие в шрени ремесленники подчинялись этому уставу, а в случае
необходимости организация выступала в их защиту. Государство старалось
установить контроль за деятельностью ремесленных организаций, требовало от них
регистрации, запрещало без ведома властей свободно переселяться в другие
области.
Торговля. Появление монет
Сходные организации были и у торговцев. В торговло, как и ремесле,
существова специализация. Каждая оюласть занималась продажей какою-либо
определенного товара. В магадх-ско-маурийский период расширяется связь между
областями, строятся дороги, специальные торговые пути связывают столицы
различных государств. Самыми известными были Северная и Южная дороги. Мегаофен
писал о царской дороте, которая шла от северо-западной границы к Паталипутре и
далее па восток.
Кроме сухопутной получили развитие речная и морская торговля. В источниках
рассказывается о том, как индийские нупцы совершали опасные морские путешествия,
длившиеся по полугоду. Суда направлялись на Цейлон, в Бирму, Южную Аравию.
Многие индийские товары: пряности, драгоценные камни, изделия из слоновой кости,
дерево — поступали в эллинистические страны.
В изучаемый период появляются деньги и развивается денежное обращение.
Вначале ото были кусочки металлов, которые постепенно получали определенную
форму и дополнялись особыми изображениями и надписями.
В V—IV вв. до н. э. появляются клейменые монеты, главным образом медные и
серебряные. В областях, которые входили в состав империи Ахеменидов, получили
хождение персид-окис спгли, па северо-западе также — греческие тетрадрахмы.
На клейменых монетах, открытых археологами в слоях маурийского периода,
имеется несколько повторяющихся символов, которые, возможно, были злаками
маурийских царей. В источниках встречаются» названия различных монет:
карша-паны (серебряные и медные), какани (медные), суварна (золотые) и т. д.
«Артхашастра» подробно излагает обязанности чиновников, которые следили за
чеканкой монет и денежным обращением. В эту эпоху были уже известны заклады,
кредиты, проценты.
Земельная собственность: частная, государственная, общинная
Во второй половине первого тысячелетия до н. э. происходит дальнейшее
развитие частной собственности па землю. Древние индийцы понимали разницу между
собственностью я пользованием, улоиреб-ляя для различения этих понятий особые
термины. Понятие собственности было связано с местоимением «свой» и
'производными от него (свое, собственное, собственник и т. д,), а для
обозначения права временного владения применялся глагол «бхудис» (пользоваться,
наслаждаться) и связанные с ним термин «бхога». В сутрах и пиастрах
перечисляются случаи, когда человек становится собственником,— при покупке,
находке; ири этом подчеркивается, что только при законном подтверждении, на
основании законных трав человек из пользователя превращается в собственника.
Эти положения относились и к земле как объекту пользования или собственности.
Среди основных видов собственности, упоминающихся в «Законах Ману» (II в. до н.
э.—II в. н. э.), говорится и об обрабатываемой земле.
Земельный фонд страны делился на несколько категорий — частные земли,
общинные, государственные и царские.
Среди частных собственников земли существовала значительная дифференциация:
наряду с очень богатыми землевладельцами были и бедные собственники маленьких
участков земли. Имелись земледельческие хозяйства частных лиц, где для
обработки земли использовали несколько сот плугов. В этих хозяйствах на
земледельческих работах применялся труд рабов и наемных работников.
Если обширные хозяйства насчитывали по 1000 карисов (один карие — около 0,25
га), то имелись и совсем маленькие хозяйства. Собственники небольших участков
земли обрабатывали ее сами, с помощью своей семьи. Права собственника
охранялись. За незаконное присвоение чужой собственности — чужого участка земли
накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Согласно
шастрам, штраф за присвоение земли был равен налагаемому за грабеж. Вмешиваться
в дела собственника запрещалос
|
|