|
ие сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного
Афганистана.
В долине Инда хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не
одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась
городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой
связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М.
Казаля поселении Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода
до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента,
когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда
строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более
развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми
постройками. Нижние слои дохараплского периода имеют ана-логии с
раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется
керамика рапнехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что
традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с хараппскими.
В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры
Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро — керамика белуджистанских культур, что
свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с
земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская
цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции
земледельческих культур это-ю раиодта, и прежде всею долины Инда.
Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного
Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма
развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы,
возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII—XXVI вв. до и. о.
Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой
земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя — с хараппской.
Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских,
датируемых XXI—XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт
индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном
холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем —
постройки уже создателей хараппской культуры. Керамика предхарапп-ского
поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджп. Таким образом,
ученым удалось проследить развитие хараплской культуры на основе более древних
местных традиций.
Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным
скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление
цивилизации городского типа.
Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая
благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для
создания городских поселений-центров ремесла и торговли. Неслучайно большая
часть всех харанпских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков.
Позднее хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная
Джамна).
Многое в происхождении хараплской культуры остается еще не совсем ясным и
нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой
цивилизации с пришельцами — ариями пли шумерийцами, в настоящее время
представляют лишь историографический интерес.
Ареал распространения
В 20-х годах XX в , когда началось научное изучение Хараппской цивилизации,
существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно,
вначале хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в
результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская
цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более
1100 км и с запада на восток более 1600 км.
Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно
продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным
считается хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что
хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все
новые области. Археологи открыли харатшское поселение недалеко от современного
Аллахабада. Так создавались различные варианты харагшской культуры, хотя в
целом это была единая культура с установившимися традициями.
Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной
цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития
тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.
Хронология
Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными
способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотам-ских вещей
(например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ
фаянсовых изделий, карбон-ныи анализ вещей, к которому стали обращаться в
последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с
Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов хараппской культуры,
исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в
Шумере и Индии. Крупнейший английский археолог и один и зачинателей «индпшжой
археологии», Дж. Маршалл, в начете 30-х годов датировал Индскую культуру от
3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа,
найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая
часть их связана с правлением С аргон а I (2369— 2314 до н. э.), а также с
периодами Исины (2024—1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024—1762 гг. до н. э.). На
этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связ
|
|