|
Театр
В XVIII в. драматическое искусство переживает упадок, пьесы стали по
существу писать не для постановки, а для чтения их вслух. Народные
представления на сюжеты древнеиндийского эпоса устраивались на ярмарках, но это
было лишь повторением традиций. В 1757 г. в Калькутте Компания основала театр
для англичан Но индийцы туда не ходили, так как там ставились пьесы на
непонятные ям темы, да и очень немногие индийцы тогда знали английский язык
настолько, чтобы иметь возможность следить за действием.
Событием в жизни Калькутты было открытие в 1795 г. театра современного типа
для индийцев. Его основателем был музыкант (впоследствии индолог) Герасим
Лебедев. Он прожил 12 лет в Индии, изучил санскрит, бенгали и хиндустани и
переложил на разговорный бенгальский язык две английские пьесы, перенеся
действие в Индию и сделав героями бенгальцев. Владельцы театра Компании путем
различных интриг до-билпсь того, что их соперник разорился и театр его закрылся.
Лебедеву пришлось уехать из Индии. Только в 1831 г. бенгалец П. Тхакур основал
«Хинду театр», где пьесы, однако, ставились на английском языке. В 40-х годах
XIX в. в Калькутте было уже несколько таких театров, причем представления шли и
на бенгальском языке.
Архитектура
В целом архитектура XVIII в. пережи-вает упадок, теряется та
величественность и гармония пропорций, которыми отличались здания времен
расцвета Могольской империи. Стиль XVIII в. характеризуется чрезмерным
украшательством, обилием деталей, не имеющих конструктивного значения и скорее
рассеивающих внимание, дробностью отдельных форм. Вместе с тем появились новые
архитектурные решения и приемы.
В XVIII в. построен ряд новых городов с дворцами, улицами, мостами и т. п.
Таков, например, город Джайпур, строительство которого начато в 1728 г.
упомянутым выше раджей Джай Сингхом. Городской дворец Джайпура — это целый
ансамбль зданий, из которых самое знаменитое — Хава-Махал (Дворец ветров),
большое здание со множеством ниш и эркеров, создающих прохладу и движение
воздуха и как бы слегка гудящих от ветра. Внутри дворцы украшены разноцветным
инкрустированным мрамором и ажурной резьбой по камню. Между дворцами и
крепостью расположены парки английского типа, хорошо сочетающиеся с горным
ландшафтом. Другим таким городом был Лашкар — новая столица княжества Гвалиур,
основанная в 1812 г. Дома там повторяют традиционные приемы выдающихся вперед
веранд и балконов с узорчатыми арочками на тонких столбиках, с красивыми
открытыми эркерами джхароха, украшенными ажурным, резным камнем. В Лашкаре
удачно построен красивый мост.
В Северной Индии в XVIII в. был воздвигнут Лакхнау, столица навабов Ауда, с
целым ансамблем зданий — дворцов, мечетей, мавзолеев правителей и знатных лиц
Ауда, молитвенных залов Большой и Малой Имамбары и т. д. (Имамба-ра — это
здание, где празднуется самый священный для мусульман праздник мухаррам, где
хранится сделанное из дерева и украшенное драгоценностями изображение гробницы
высокочтимого шиитами имама Хусейна, убитого в Кербеле в 680 г. Во время
процессий хробницу торжественно носят по улицам. При этом изображается в лицах
история гибели имама Хусейна в бою.) Все эти здания построены из серого
песчаника или плоской кирпичной плинты со штукатуркой чанам (сделанной из
размолотых раковин и отличающейся блеском) и обильно украшены рельефным
орнаментом и вычурными деталями в виде пучков палок с шарами на концах или
шпилей с нанизанными на них разного размера кругами на верху ребристых куполов.
Вместе с тем эти постройки отличаются своеобразием и смелостью архитектурного
решения, как, например, огромный прямоугольный зал Большой Имам-бары (почти 800
кв. м) с плоским перекрытием, без единого столба или подпорки и с
великолепнейшей акустикой, так что фраза, шепотом произнесенная на одном конце
зала, прекрасно слышна на другом.
Большая часть дворцов, храмов и монастырей на крутом берегу Ганга в Варанаси,
как и гхаты (лестницы-спуски к реке), построены также в XVIII в.
Привлекают внимание отдельные постройки первой половины XIX в. Это сделанный
из белого мрамора в 1844— 1848 гг. джайнский храм Дхарманатха в Ахмадабаде;
изобилующий резьбой и скульптурой большой четырехэтажный дом с плоской,
обнесенной парапетом крышей, воздвигнутый богатым купцом в Биканере, и т. п.
Одним из шедевров архитектуры XVIII в. является Золотой храм сикхов в Амритсаре,
украшенный изящными павильончиками и обитый позолоченными медными листами. Он
воздвигнут в 1764 или 1766 г. Мечеть Сафдар Джанга в Дели (1753 г.) повторяет
по форме здания времен расцвета Могольского государства, но сделана из более
дешевого материала.
С XVIII в. в Индии появляются также европейские постройки, в первую очередь
в Бенгалии (хотя на юге Индии сохранились отдельные португальские церкви XVI в.,
голландские склады и жилые постройки XVII в.). Английские дома XVIII в. были
главным образом классического стиля, обычно с колоннами, и никак не
гармонировали с окружающей местностью. Примером наиболее уродливого здания из
всех воздвигнутых европейцами в то время в Индии является военное училище «Ля
Мартиньер» в Лакхнау. Оно было построено па берегу искусственного озера
французским авантюристом Клодом Мартином, начальником артиллерии первых навабов
Ауда, собравшим в Индии баснословные богатства. Своими глухими стенами без окон,
четырехугольными и круглыми башнями, высокой вышкой (донжоном) на третьем
этаже, увенчанной сквозной короной, это сооружение напоминает какой-то
разностильный европейский укрепленный замок. На крышах башен на разных уровнях
поставлены скульптуры в стиле европейского классицизма. На фасаде над входом —
две огромные плоские каменные фигуры львов, сквозь пасти которых видно небо. К
счастью, такого рода постройки не оказали влияния на архитектурный индийский
стиль.
Живопись
В XVIII в. могольская мини
|
|