|
сторических событий объективно
подрывало устои господствовавших религиозных представлений. Таков был результат
взаимопроникновения и конфронтации двух по сути противоположных принципов
постижения и восприятия действительности: превратного, фантастического
религиозного - и логически трезвого, шедшего от здравого смысла,
рационалистического.
В те времена, о которых здесь идет речь, оба они сосуществовали в рамках
общего религиозного мировоззрения, господствовавшего над разумом и чувствами.
При этом ни религиозные фанатики, ни рационалисты, вносившие в свою веру те или
иные ограничения, продиктованные рассудком, в нравственно-этическом плане не
обладали какими-либо преимуществами друг перед другом: и ревностно
благочестивые люди склада Раймунда Ажильского, и воинственные,
приземленно-житейски мыслившие рыцари типа Танкреда в конечном счете
исповедовали одну веру, одни и те же взгляды, придерживались единой морали. В
тот век рассвет разума еще только брезжил [3].
2.10. Антиохийское княжество. Продолжение похода
Под Антиохией крестоносцы задержались на полгода. Мотивы этой задержки
были различны: сказывались и общая усталость, и желание избежать нестерпимой
летней жары, и нехватка продовольствия, и стремление уйти из города, хотя бы на
время, ввиду разразившейся там эпидемии (вероятно, тифа; как уже говорилось, 1
августа скончался сам епископ Адемар де Пюи) пребывание в Антиохии стало
опасным. Главная же причина остановки заключалась в том, что графы и виконты
жаждали закрепить за собой соседние с городом территории. Сюда они и удалились
со своими рыцарями и оруженосцами: Боэмунд направился в Киликию - для усиления
оставленных там гарнизонов, Готфрид Бульонский - в Телль-Башир и Равендан,
Роберт Нормандский - в Латакию, откуда его вскоре вышвырнуло местное население,
предпочтя рыцарям герцога византийский гарнизон, прибывший с Кипра.
Главари воинства со своими отрядами возвратились в Антиохию лишь в
сентябре, но и после этого пауза в походе продолжалась. Крестоносцы застряли
здесь еще на несколько месяцев. В свое оправдание предводители 11 сентября 1098
г. составили длинное послание Урбану II. Они подробно рассказали об осаде и
взятии Антиохии, об истории со святым копьем, обстоятельствах разгрома Кербоги.
В заключение "иерусалимцы Иисуса Христа", как именовали себя авторы послания,
обращались к папе, приглашая его собственной персоной завершить предприятие, в
которое они отправились по призыву апостолика: "Прибудь к нам и уговори всех,
кого можешь, прийти с тобой". Тогда, сулили крестоносцы папе, "весь мир станет
повиноваться тебе". В ожидании ответа князья не спешили трогаться с места.
Однако и это являлось только предлогом для задержки. Кому владеть Антиохией? -
вот вопрос, который ребром встал перед вождями и породил глубокие раздоры между
ними. Именно это и задержало выступление крестоносцев в дальнейший путь.
Главными претендентами на Антиохию были Боэмунд Тарентский и Раймунд
Тулузский. Рыцари первого занимали городскую цитадель и б'ольшую часть города,
второго - дворец Яги-Сиана и башню близ ворот, у моста через Оронт. В
антиохийском храме св. Петра шли бесконечные совещания главарей крестоносцев:
они до хрипоты спорили о справедливом решении наиболее существенной для них в
данный момент проблемы - о передаче власти над Антиохией. Каждый из соперников
с пеной у рта доказывал, сколь значительный вклад он внес в завоевание города и,
следовательно, каковы именно его преимущественные права на обладание им.
Боэмунда поддерживали норманнские и северофранцузские рыцари, графа Сен-Жилля -
провансальцы. "Нарбоннцы, овернцы, гасконцы - все это племя, - пишет Рауль
Каэнский, - примыкало к провансальцам; к апулийцам же [т.е. к норманнам. - М. З.
] тяготела в заговорах вся остальная Галлия".
Большинство сеньоров не собирались разделять точку зрения Раймунда
Тулузского, с непостижимым упрямством твердившего, что Антиохию следует отдать
- в соответствии с вассальными обязательствами - византийскому императору. Ведь
еще недавно он сам, граф Сен-Жилль, наотрез отказывался принести оммаж Алексею
I Теперь же Раймунд IV явно предпочитал номинальное верховенство Византии
реальному переходу города к Боэмунду Тарентскому.
Позиция графа Тулузского представлялась Готфриду Бульонскому, Роберту
Фландрскому, Роберту Нормандскому и прочим видным сеньорам и епископам тем
более неприемлемой, что к этому времени стало очевидным: от Византии нечего
ожидать сколько-нибудь эффективной помощи. Действительно, когда для выяснения
намерений Алексея Комнина к нему направили Гуго Вермандуа (это было еще в июле
1098 г.), пожелавшего вообще вернуться во Францию, он застал императора в
Константинополе. Тот и не помышлял о поддержке крестоносцев. Пока они дрались в
Сирии, хитроумный василевс, воспользовавшись трудным положением сельджуков,
отвоевал у них и вернул империи Измир, Эфес и некоторые другие города и районы
как на западе, так и во внутренних областях Малой Азии. Он вообще считал теперь
перспективы Крестового похода безнадежными: беглецы, покинувшие Антиохию во
время ее осады Кербогой, в первую очередь граф Этьен Блуаский, один за другим
приносили Алексею I дурные известия, когда последний находился со своим войском
в глубине Малой Азии - у Филомелия. Спасти крестоносцев уже нельзя! Тот самый
рыцарь, Пьер Ольпский, который в свое время домогался Команы и получил ее,
сообщил императору, что если греки отправятся к Антиохии, то, еще не достигнув
ее, подвергнутся нападению другой сельджукской армии, выступившей с целью
уничтожения крестоносцев. Собственные советники тоже почти в один голос
рекомендовали василевсу уходить прочь - и его войска двинулись на север, к
столице империи. Интересы Византии - вот что надо было соблюсти в первую
голову! Все связи с рыцарями, по существу, прекратились.
В
|
|