|
оставлена и
прочно-напрочно прикреплена к городской стене, и около 60 человек из наших
поднялись по ней и разделились по башням, которые тот (Фируз) охранял".
Одновременно крестоносцы штурмовали город в других местах.
Сельджуки были застигнуты врасплох, и спавший город перешел в руки
крестоносцев. Не сдалась только крепость, находившаяся у наиболее возвышенной
части стен, на склонах горы Сильпиус, - ее стойко обороняли сельджукский
гарнизон и те из тюрок (примерно 3 тыс.), которые успели в ней укрыться. "Они
укрепились там, - пишет арабский историк Ибн аль-Каланиси, и уцелел из них
только тот, кому от Аллаха суждено было уцелеть". По рассказу другого арабского
историка, Ибн аль-Асира, при взятии Антиохии погиб эмир аль-Ягысьяни. Об этом
сообщают и латинские источники. Однако обстоятельства его гибели рисуются
различно. Судя по всему, он пытался бежать, но, покинутый своей стражей, был
убит местными жителями. В письме к папе Урбану II, составленном несколько
позднее, главари крестоносцев, похваляясь своей победой, приписали гибель эмира
аль-Ягысьяни собственной доблести ("самого Кассиана мы умертвили").
Так или иначе, город был взят крестоносцами. Боэмунд, по словам хрониста,
не терял времени: едва осаждавшие ворвались в Антиохию, норманнский князь
"приказал рыцарям водрузить свое достославное знамя на возвышенности, прямо
напротив крепости".
Победители с лихвой вознаградили себя за лишения, которые испытали в
месяцы осады. Воины христовы дочиста разграбили город. "Сколько же всего было
взято добычи в Антиохии, мы не в состоянии и сказать: если вообразите, сколько
сумеете, то считайте сверх того", - поясняет Раймунд Ажильский свое сообщение о
грабежах, произведенных крестоносцами после захвата города. Устроив
пиршественные оргии, они поели - на свою беду - все и без того скудные запасы,
которые еще оставались в Антиохии после семимесячной блокады. Сотни жителей
города были убиты. Опьяненные пролитыми ими потоками крови, крестоносцы не
отделяли мусульман от христиан. "Они, - сообщает Раймунд Ажильский, - не брали
в полон никого из тех, кого встречали на пути". Все площади, по свидетельству
другого очевидца, были завалены убитыми, "так что никто не мог находиться там
из-за сильного зловония; никто не мог пройти по улицам иначе, как (шагая) по
трупам". Армянский хронист Матфей Эдесский называет погромы, учиненные в
Антиохии рыцарями, страшным побоищем. По словам Ибн аль-Каланиси, было перебито,
захвачено и уведено в плен несчетное множество городских жителей - мужчин,
женщин и детей.
2.9. "Чудо святого копья"
5 или 6 июня 1098 г., спустя три-четыре дня после захвата Антиохии
крестоносцами, к ней подошла армия Кербоги Мосульского, по словам летописца -
"бесконечное множество турок, рассеявшееся по полям". Они со всех сторон
обложили город, и крестоносцы, вчера еще осаждавшие его, сами попали в
положение осажденных. Сельджуки, докладывали они позже папе римскому, "окружили
нас отовсюду так плотно, что и никто из нас не мог выйти, и к нам не мог
проникнуть". Осажденные тотчас почувствовали невзгоды ситуации, в которой
очутились. Еды не было. "Умирая от голода и погибая от всяких иных напастей",
рыцари "убивали своих отощавших коней и ослов и поедали их мясо", - сообщат
крестоносцы позднее в Рим. Нужда заставила многих употреблять в пищу и траву, и
древесную кору, и веревки, и кожаные сбруи, предварительно вываренные; не
брезговали даже дохлыми собаками, кошками, мышами и всяческой падалью.
Отчаяние овладело осажденными. Десятками и сотнями, поодиночке и целыми
группами побежали доблестные рыцари из Антиохии. Обычно беглецы ночью
спускались на веревках по стенам и под покровом темноты старались добраться до
кораблей, стоявших у причалов гавани св. Симеона; в войске их называли поэтому
веревочными беглецами. Первым из Антиохии бежал родич Боэмунда - Гийом де
Гранмениль, присоединившийся затем к Этьену Блуаскому. Его примеру последовали
некоторые другие феодальные вояки, напуганные перспективой попасть в полон и
потерять награбленное.
Настроения безысходности все глубже проникали в среду крестоносцев,
запертых во взятом ими же городе. Одни, отчаявшись, впадали в религиозное
исступление и с утра до вечера простаивали на коленях в антиохийских церквах,
отбивая поклоны перед статуями и иконами Христа, девы Марии, святых угодников.
На других бедствия осады подействовали в прямо противоположном направлении:
изверившись в благополучном исходе, они утрачивали религиозный энтузиазм,
которым раньше были в той или иной мере охвачены.
Разумеется, кое у кого религиозные побуждения уже изначально были чем-то
внешним, поверхностным - главными представлялись добыча и земельные завоевания;
тем не менее масса рьщарско-крестьянского войска воспринимала действительность
не иначе как сквозь призму религиозного настроя.
Бедствия в Антиохии, породив упадочнические тенденции, обострили
религиозную фантазию большей части рыцарей и крестьян и вместе с тем вызвали
рост неверия в божественность Крестового похода: Бог явно обрекал на слишком
тяжкие страдания тех, кто намерен был положить за него свою жизнь. В атмосфере
религиозной экзальтации, которую к тому же подхлестнул голод, в расстроенном
воображении иных участников похода стали происходить заметные сдвиги: появились
галлюцинации; ночами то те, то другие крестоносцы, как оказывалось поутру,
видели необычные, якобы пророческие сны. Им мерещились святые и апостолы,
устами которых в этих сновидениях будто бы возвещал Свою волю Господь. Самые
обыкновенные природные явления считались знамениями Божьими.
Конечно, в игре религиозно ориентированной фантазии превратно отражались
мучительно переживавшиеся поиски выхода из реальных трудностей, столь
неожиданно свалившихся на недавних победителе
|
|