|
а был
похищен рыцарем, рассчитывавшим получить приличный выкуп за своего жирного
пленника. Лишь вмешательство папы, пригрозившего святотатцу отлучением,
заставило Гарнье выпустить добычу не солоно хлебавши.
Вот таких-то молодчиков, которые "прежде за малую мзду были наемниками",
в первую очередь и имел в виду Урбан II, выступая в Клермоне, а им, конечно,
мало было вечного блаженства в раю небесном - они жаждали и поместий, и звонкой
монеты, и прочих земных благ. То же самое относится к владетельным сеньорам,
которым становилось тесно в своих доменах и которые любой ценой стремились их
расширить. В своей речи Урбан II обращался и к таким феодальным магнатам,
льстиво называя их "могущественнейшими воинами и отпрысками непобедимых
предков".
Некоторые современные западные историки полагают, что, организуя поход на
Восток, папство якобы больше всего хлопотало о мире в Европе, выступая
носителем некоей отвлеченной, христианской по своей сущности и происхождению
идеи мира. На самом деле в основе папской проповеди Крестового похода
(предполагавшего, конечно, в качестве обязательного условия замирение внутри
господствующего класса на Западе) лежали вполне определенные
социально-политические потребности феодалов. Католическая церковь хотела
направить на далекий Восток алчные устремления рыцарской вольницы, чтобы
удовлетворить ее жажду земельных приобретений и грабежей, но сделав это за
пределами Европы. Тем самым Крестовый поход упрочил и расширил бы власть и
самой католической церкви, причем не только на Западе, но и за счет стран
Востока.
В этом, собственно, и заключались, с точки зрения папства, задачи похода,
провозглашенного на Клермонской равнине. Недаром Урбан II подчеркивал
необходимость прекращения файд, наносивших серьезный урон церковному
землевладению: "Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда,
утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры!"
Речь Урбана II нашла живой отклик у собравшихся. Программа похода на
Восток получила одобрении феодалов.
Не будем упрощать историю: рыцарство не оставалось безразлично и к
религиозным лозунгам похода, сформулированным папой. Реальные, т.е.
грабительские, цели войны большинству феодалов представлялись окутанными
религиозным покровом. В воображении сеньора спасение христианских святынь
символизировало подвиг, в котором высшие, религиозные цели сливались с вполне
посюсторонними, сугубо захватническими устремлениями. Согласно средневековым
представлениям, в такой слитности, казалось бы, несовместимых начал, в
действительности не было никакого противоречия. Крестовый поход рисовался
рыцарству продолжением паломничеств, иначе говоря, своего рода вооруженным
паломничеством. В нем воплощались и самоотречение во имя высших целей,
связанное с отказом от земных сует и от привычных ценностей - ради
наинадежнейшего спасения души, и акт покаяния, искупления грехов, причем сами
рыцари мнили себя - именно в таких терминах выражают их самосознание хроники и
иные свидетельства современников - "бедняками Христовыми", "из любви ко Христу"
пренебрегающими низменными практическими интересами. Вместе с тем Крестовый
поход олицетворял и заслугу его участников перед Всевышним, который вознаградит
преданных ему чад, даровав им победу, а с нею и добычу, и богатство, и земли,
который выкажет им свое благоволение, продемонстрирует им богоизбранность
"верных", готовых положить за него, Господа, "живот свой".
С конца XI в., в особенности со времени выступления Урбана II, постепенно
складывалась своеобразная крестоносная вера, которой преисполнялось рыцарство:
она совмещала религиозное самоотвержение с помыслами о щедрой земной награде -
ею Бог возместит ратные усилия своих возлюбленных сынов. Такими двойственными
мотивами была пронизана речь Урбана II в Клермоне, они же звучат во всех
хрониках и в других текстах, сохранившихся от времени Первого Крестового похода.
Спасение души и земное обогащение не противостояли друг другу, а дополняли
одно другое. "Пусть увенчает двойная награда тех, кто (раньше) не щадил себя в
ущерб своей плоти и душе", - говорил папа, приглашая рыцарей, вчерашних
грабителей с большой дороги, овладеть богатствами врагов, иерусалимской землей,
текущей медом и Млеком, даруя отпущение грехов и гарантируя небесное блаженство
будущим ратоборцам христовым.
Современный итальянский ученый Дж. Микколи, анализируя сплетение
религиозных и завоевательных, сопряженных с надеждой на реальное обогащение
побуждений рыцарей, метко и остроумно характеризует это сочетание как бином
крестоносной религии. Точнее было бы говорить о биноме крестоносной идеологии,
поскольку в основе ценностных представлений крестоносцев лежали хотя и
трансформированные применительно к условиям завоевательных войн на Востоке, но
в конечном счете все же общехристианские воззрения, христианская идеология.
Свое полное развитие эта крестоносная идеология, т.е. совокупность
взглядов, выработанных церковью и усвоенных воинами христовыми, относительно
целей и содержания Крестовых походов, получит уже в XII-XIII вв., в процессе
развертывания военно-колонизационного движения в Восточное Средиземноморье,
осененного религиозными стягами. Тогда все пестрые компоненты этой идеологии
превратятся в четкие ценностные стандарты, совокупность которых образует
идейный арсенал церковной пропаганды всех Крестовых походов. Тут сольются
воедино различные представления. С одной стороны, фантастическое, опиравшееся
на "Откровение Иоанна" и писания отцов церкви (главным образом Августина
Блаженного), учение о небесном Иерусалиме, или граде Божьем, достичь которого -
высшее призвание истинного христианина (причем в глазах невежественного рыцаря
небесный Иерусалим будет идентифицироваться с реальным, палестинским
Иерусалимом). С другой стороны, к этому учен
|
|