|
ние, но оно совершенно не соответствует
авторскому
замыслу. Когда Ибн Халдун закончил этот главный труд всей своей жизни, он
взобрался на
минарет и прокричал: "Люди! Мне удалось сделать то, что не удавалось еще
никому!"
Согласно социально-исторической теории Ибн Халдуна, развитие государства
обусловливают
два рода движущих сил: фактор общественный, то есть взаимоотношения между
оседлыми и
кочующими племенами (2) , и фактор личностный, то есть присущее каждому
человеку стремление
к единодушию - полному согласию в мнениях и действиях с окружающими, а другими
словами,
стремление к духовному братству. Свое исследование исламской государственности
Ибн Халдун
начал со времен древних арабов, взгляды которых на принципы объединения людей
позволили
ему сделать вывод о том, что долговечность государства заключается не в одной
только силе
оружия и порядка, но и в силе духовного авторитета, освящающего общественный
союз. Точно так
же, как в случае необходимости каждый "человек помогает родственникам, потому
что хочет
избежать позора, на который себя обрекает, позволяя плохо обращаться с
кем-нибудь, кто связан
с ним родством", так и каждый член общественного объединения будет защищать
входящих в это
объединение людей, если идея их союза отражает не только необходимость внешнего
усиления
той или иной группы относительно других групп, но и полностью соответствует
тому стремлению к
единодушию, которое внутренне присуще каждому человеку. Сила авторитета и
неотразимость
духовного учения и заключается в том равновесии, которое приобретают в нем
общественное и
личностное начала человеческого бытия. Ни одно из них не может быть
главенствующим,
усиление одного влечет за собой ослабление другого, что неизбежно заканчивается
разрушением
государства, распадом союза. В наиболее полной, исчерпывающей форме такую идею
выражает
Пророк, и поэтому государство, в основание которого положены откровения о
волеизъявлении
Всевышнего, является единственно возможным государственным объединением людей,
равно
общественным и духовным, внешним и внутренним.
Ибн Халдун родился в Тунисе 27 мая 1332 года в семье, принадлежащей к знатному
севильскому роду. Закончив образование, Ибн Халдун поступил на службу к
Хафсидам в Тунисе,
но уже в 1352 году оставил их и отправился в Магриб. В Фесе он получил
приглашение султана
Абу Йинана занять должность секретаря. Эту должность Ибн Халдун занимал и при
преемнике
султана, Абу Селиме.
В 1362 году Ибн Халдун отправился в Испанию, где служил при дворе эмира
Мухаммеда V,
визирем которого был знаменитый писатель того времени Ибн ал-Хатиб. В 1365 году
Ибн Халдун
подал прошение об отставке и вернулся в Африку к Хафсидам. Спустя некоторое
время он
получил известие, что его друг ал-Хатиб стал жертвой клеветы и был брошен в
темницу. В
заточении ал-Хатиб написал такие строки:
Скажи моим друзьям: "Он исчез, сын Хатиба,
его больше нет!" - Но кто не умирает?
Скажи тем, кто обрадуется этому:
"Да, радуйтесь, если вы бессмертны!"
Ибн Халдун как истинный ученый-исследователь никогда не чувствовал себя
связанным ни
временем, ни местом, ни службой. Переходя от одного двора к другому, перенося
тяжелые
жизненные невзгоды, он все с большим усердием, спокойствием и беспристрастием
наблюдал
происходящие вокруг него события, постоянно пополняя свою великую книгу, пока
ему не выпало в
свите своего последнего господина - мамлюкского султана в Египте
|
|