|
на" ал-Сагани
(1177-1262) и "Язык
арабов" Ибн Манзура (1232-1311). Ибн Манзур был родом из Туниса, жил в Каире,
состоял на
службе у мамлюкских султанов Египта. Он оставил подлинную энциклопедию
арабского языка -
свыше восьмидесяти тысяч словарных статей, которые в современном печатном
издании
занимают около семи с половиной тысяч страниц большого формата в две колонки
плотного
текста. Самым популярным среди словарей-гигантов стал словарь Мадждадина
Мухаммеда ибн
Йакуба ал-Фирузбади (1326-1414) "Камус", то есть "Океан". Это название словаря,
"Камус", стало
нарицательным. Ал-Фирузбади родился близ города Шираза, учился филологии и
праву в Басите
и Багдаде, посетил Дамаск, Иерусалим и Каир. Обосновавшись в Мекке, он составил
там свой
словарь. Затем опять пустился в странствия. В Турции он был воспитателем
будущего султана
Баязида I; побывал в Индии, вернулся в Фарс, где стал свидетелем завоевания
родной страны
Тимуром, а последний период жизни провел в Аравии, занимая пост верховного
кадия при
Расулидах в Йемене. Ал-Фирузбади умер в возрасте почти девяноста лет в Зебиде.
Одновременно с теорией языка возникла арабская метрика, или теория
стихосложения, и
вновь ее основоположником стал ал-Халил. Ему также принадлежит труд по
упорядочению
арабской азбуки. Ал-Халил расположил и описал буквы арабского алфавита по
признаку
возникновения звуков: начиная от гортанных и заканчивая губными. Теория
стихосложения ( аруд ,
или аруз ) - просодия и метрика - теперь известна как "наука ал-Халила". Она
включает в себя
стилистику, поэтику и литературную критику.
Одной из основных идей арабской филологии была идея о норме "языка арабского,
ясного" (
лисан араби мубин ), освященная авторитетом Пророка. Теория предоставляла
средства
достижения этой ясности. Филологические исследования привели к созданию еще
одной науки -
арабской риторики. Учение о поэтических фигурах было основано на
непосредственных
наблюдениях над практикой арабской словесности. Его терминология и способы
подачи
материала полностью оригинальны. Родоначальником учения о поэтических фигурах
был поэт и
филолог Абдаллах ибн ал-Мутазз (ум. в 908 г .). В конце X-начале XI века
ал-Аскари в "Книге о
двух искусствах", то есть о поэзии и прозе, дал систематический свод
теоретического и
иллюстративного материала, накопленного в этой области. Но наибольшей
популярностью
пользовался труд по поэтике и стилистике ученого ас-Саккаки. К достоинствам
арабской речи все
филологи единодушно относят естественность, чистоту и меткость выражений.
Итак, не прошло и двух веков, как по теоретической оснащенности арабский язык
превзошел
большинство древних, что в истории мировой культуры явление исключительное.
Изучение
арабского языка возможно только на основе его собственной филологической теории,
без
привлечения грамматик древних языков - по сходству или аналогиям. Поэзия, равно
как и религия,
наука и государственное строительство арабов, не прибегает к понятийной
терминологии
латинского, древнееврейского или древнегреческого языков, поскольку имеет все
средства для
того, чтобы в случае необходимости переложить чужие понятия на
|
|