|
ного моря до Дарьяльского ущелья
была
возвращена под власть халифа.
Другой военный поход арабов в Закавказье, в Азербайджан, предпринятый в это же
время
Салманом ибн Рабий ал-Бахили, поначалу складывался столь же успешно. Жители
городов
встречали арабов миролюбиво. Так было и во время прохода Салмана по Албании.
Выйдя к
Дербенту, который арабы называли Баб ал-абваб ("Цитадель цитаделей"), Салман
нашел в нем
радушный прием. В этой последней крепости бывшей Сасанидской империи Салман
остановился
на трехдневный отдых, а затем пошел дальше на север, вторгшись во владения
хазар.
Переправившись через реку Сулак, малочисленный арабский отряд столкнулся с
превосходящими
его во много раз силами хазар. В этом сражении Салман и его брат Абдаррахман
погибли, а из
четырехтысячного отряда спаслись единицы.
Отряд Хабиба ибн Масламы, выполнив свою задачу в Армении и Грузии, вернулся в
Сирию.
После этого похода историческая судьба Закавказья оказалась неразрывно
связанной с
последствиями выполнения или нарушения заключенных с Халифатом мирных договоров.
Нарушение договоренности означало возможность завоевания этих территорий силой,
а
соблюдение договора обеспечивало военную помощь арабов в случае внешней
агрессии.
Особенно частым вероломством отличались города и провинции Ирана и Византии.
656-661
Халифат Али ибн Абу Талиба
Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в благородной мекканской
семье,
принадлежащей к роду Хашима. Воспитанный Мухаммедом, глубоко преданный делу
ислама, Али
был одним из шести наиболее близких к Мухаммеду людей и одним из десяти сахабов
Пророка.
Он был искренним и честным, отличался редкой щепетильностью в вопросах веры,
был чужд
честолюбия и стяжания. Али участвовал в битвах при Бадре, у горы Ухуд, где
получил
шестнадцать ран, и почти во всех походах Мухаммеда. Он вошел в историю ислама
под именами
Лев Аллаха, Попечитель, Избранный.
К концу правления халифа Усмана Али ибн Абу Талибу было уже за пятьдесят. Это
был
невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и большими
глазами,
отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной физической силой.
Еще при избрании первого халифа сторонниками прав Али на халифат выступили три
сахаба:
Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и Салман ал-Фариси. В Дамаске Абу Зарр
(ум. в 653 г .)
в присутствии наместника Сирии Муавийи проповедовал против роскоши и жадности
ставленников
Усмана и о праве на халифат представителей семьи Пророка, то есть Али и его
сыновей от
Фатимы - Хасана и Хусейна. Муавийя отослал Абу Зарра в Медину к халифу Усману.
Сторонником Али был и Абдаллах ибн Саба, принявший ислам еврей из Йемена,
начитанный в
Священном Писании. Он указывал, что у каждого из прежних Пророков был помощник,
васи. У
Моисея - Аарон, у Иеремии - Варух, у Иисуса - апостол Петр. Таким же васи у
Мухаммеда был Али.
Принцип наследственности высшей власти в Халифате приверженцы Али основывали на
том,
что халиф должен происходить из семьи Пророка. Но это право Али оспорили
потомки рода
Омейи и, прежде всего, Муавийя ибн Абу Суфьян, считавший, что после Усмана
именно он должен
стать халифом. В Египте Али был поддержан Мухаммедом ибн Абу Бекром; Басра
выдвинула
кандидатом Тальху; а Куфа, во главе с Маликом ал-Аштаром, выступила на стороне
аз-Зубайр
|
|