|
амом его
звучании,
способах фразировки, интонациях содержал огромное количество информации. При
записывании
большая часть такой дополнительной смыслоразличительной информации пропадала.
Именно
поэтому некоторые сподвижники Мухаммеда, лично слышавшие Пророка, протестовали
против
записи его откровений и настаивали на их изустной передаче. В частности, к
этому призывал Умар
ибн ал-Хаттаб. Но развитие событий способствовало увеличению спроса на
каноническую Книгу:
число мусульман стремительно возрастало. Началась долгая и кропотливая работа
по собиранию
и записыванию откровений, переданных Мухаммедом.
Письменная фиксация Корана продолжалась примерно тридцать лет. В последние годы
жизни
Мухаммеда при нем состояли писцы-секретари. Одним из них был вольноотпущенник
Зайд ибн
Сабит. По поручению Абу Бекра он собрал все изречения Мухаммеда и таким образом
составил в
632 году наиболее полную редакцию Корана. В 651 году, при халифе Усмане, четыре
сподвижника
Пророка во главе с Зайдом ибн Сабитом, ориентируясь на этот первый список
Корана, который от
Абу Бекра перешел к Умару, а затем к его дочери Хафсе, составили полный
канонический свод.
Все имеющиеся на руках сподвижников Мухаммеда записи откровений были собраны и,
после
обсуждения и сличения с готовым текстом, сожжены, чтобы не возникало оснований
для
разночтений и споров. Затем Коран был отправлен для копирования в крупные
города - Мекку,
Дамаск, Куфу и Басру. Оттуда он в списках стал распространяться по всем
областям Халифата.
Порядок расположения сур Корана был принят следующий: от самой длинной -
"Корова" (286
аятов) - До самых коротких в три-шесть аятов. Открывает Коран сура "Фатиха":
Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Прославление - Аллаху, Властелину
миров
милостивому, милосердному, Владыке в день Суда! Тебе мы поклоняемся, помощь нам
от Тебя
одного, веди нас по дороге прямой, по пути тех, кто Тобою водим, на ком нет
гнева Твоего, и
кто не знает горестей заблуждения (1:1-7) (1) .
Весь корпус вопросов, связанных с текстом Корана и его истолкованием,
рассматривается в
тафсирах, содержащих филологические, исторические и богословские комментарии.
Первым
авторитетным комментатором Корана считается Абдаллах ибн Аббас ибн Абд Мутталиб
(ум. в 686
г .). До наших дней дошел труд Мухаммеда ибн ас-Саиба ал-Калби (ум. в 763 г .).
Фундаментальный свод всего, что было сделано по комментированию Корана за два с
лишним
века, представляет собой тафсир Мухаммеда ибн Джарира ат-Табари. Несмотря на
свой объем -
тридцать томов, тафсир ат-Табари получил широкое распространение. Все
последующие
толкователи Корана опирались на этот труд.
Порой в процессе правового и государственного строительства нелегко было найти
в Коране
однозначные ответы на возникающие вопросы. Тогда обращались к тому, как
поступал в подобных
случаях Мухаммед. Так сложились сборники хадисов - сообщений, или рассказов, о
решениях
Мухаммеда, его действиях или высказываниях в той или иной ситуации.
Хадисы подкреплялись иснадом - ссылками на непрерывную цепь людей, через
которых они
передавались, начиная от первоисточника и до последнего лица, произведшего
запись.
Первоисточниками выступали ближайшие сподвижники Пророка - Абу Бекр, Умар, Али,
Аиша, Абу
Хурайра, Абдаллах ибн Масуд и другие. Одним из величайших передатчиков хадисов
считается
Абу Зарр ал-Гафари, сподвижник Мухаммеда, прославивши
|
|