|
ды
в битве при Кадисии, что юго-западнее Хиры, и захвата Ктесифона неиранские
провинции империи
Сасанидов перешли под власть Халифата. В 638 году пал Иерусалим. Кесария
сдалась в 640 году.
После завоевания Верхней Месопотамии, осуществленного уже из Сирии, арабы
вторглись в
Персию: в 642 году была одержана важная победа при Нехавенде, и Йездигерд III
Сасанид
отступил на северо-восток.
Умар ибн ал-Хаттаб развил и укрепил систему власти, основы которой были
заложены
Мухаммедом и поддержаны Абу Бекром. Управление осуществлялось из Медины,
являвшейся
духовным и административным центром. Арабы не были завоевателями-захватчиками и
свои
победы воспринимали как естественное торжество истинной веры. Именно поэтому
народы
завоеванных стран в основном охотно принимали ислам - они не чувствовали угрозы
своему
существованию и благополучию, а выгоды такого решения были очевидны. Отношения
с мирными
жителями закреплялись в договорах, гарантировавших безопасность подданных
мусульманского
государства. Вот, например, такой мирный договор 18 года хиджры: "Во имя Аллаха,
милостивого,
милосердного! Это - грамота, данная Сувайдом ибн Мукарраном Рузбан Сулу, сыну
Рузбана, и
жителям Дихистана, и прочим жителям Джурджана. Вам дается покровительство, а на
нас лежит
ваша защита при том условии, что на вас возлагается ежегодная уплата подати по
мере вашей
возможности, с каждого, достигшего зрелости. Если мы призовем кого-либо из вас
для военной
подмоги, то его подать - в его службе по подмоге, взамен лежащей на нем джизьи.
Им даруется
неприкосновенность их самих, их имущества, их веры и их законов. Ничто из этого
не будет
изменено. Это даруется, пока они уплачивают подать, указывают дорогу путникам,
проявляют
дружбу и оказывают приют мусульманам. И да не будет с их стороны ненависти и
измены. Тем, кто
находится среди них временно, даруется то же, что и им, а тот, кто вышел,
находится под
защитой, пока не достигнет безопасного места. И при условии, что если кто-либо
будет поносить
мусульманина, будет взыскано с него строго, а если кто-нибудь нападет на
мусульманина -
дозволено пролитие крови обидчика. Засвидетельствовали: Савад ибн Кутба, Хинд
ибн Амр,
Симак ибн Махрама и Утайба ибн ан-Наххас. Написано в 18 году хиджры".
Эти условия соблюдались не всегда. При халифе Умаре ибн ал-Хаттабе христиане
Наджрана,
часто нарушавшие договор с Мухаммедом, были выселены на окраины Халифата -
частью в
Сирию, частью в окрестности Куфы, с выплатой им компенсации за оставленные
земли.
Халиф Умар в 641 году утвердил порядок выплаты пособий семьям мусульман,
имеющих
заслуги перед исламом. Право получать это пособие переходило к их потомкам.
Умар поручил
трем курейшитам, знатокам генеалогии, составить список-реестр таких членов
мусульманской
общины по племенам. Начинался он с семьи Пророка и его родственников, далее шли
первые
мусульмане - сподвижники Мухаммеда, затем мухаджиры и ансары, участники его
военных
походов, и, наконец, все остальные. Эта запись является первой, зафиксировавшей
кровнородственные и союзные отношения части арабских племен. Реестр Умара
хранился в
Медине в резиденции халифа в специальном помещении, называемом Бейт ал-каратис,
"Дом
бумаг". Аналогичные реестры были составлены и в центрах провинций - в городах
Басре, Куфе,
Дамаске и Фустате, а также в Йемене. Последний "пен
|
|