|
яца рамадана, когда нападение на мекканский
караван,
направлявшийся в Сирию, развернулось в целое сражение, известное как "Битва у
Бадра". Бадр -
это источник пресной воды в местечке, где сходились дороги на Медину и главный
торговый путь.
Вел караван купец Абу Суфьян, враждебно относившийся к Мухаммеду.
В битве у Бадра против 600 мекканцев сражалось 317 мусульман, и только трое или
двое из
них были конными, остальные - пешими или на верблюдах. Мекканцы потерпели
поражение, часть
из них погибла, часть была взята в плен. Среди убитых оказался злейший враг
Мухаммеда - Амр
ибн Хишам (Абу Джахль), а также Ханзала - сын Абу Суфьяна. Дядя Мухаммеда Аббас
ибн Абд
Мутталиб сражался на стороне мекканцев и попал в плен. После переговоров с
Мухаммедом он
был отпущен. Мухаммед, получив откровение, разделил военные трофеи так, чтобы
конный воин
получал тройную долю по сравнению с остальными, а пятая часть добычи выделялась
в пользу
бедных:
И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху - пятая часть, и
Посланнику, и
родственникам Посланника, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в
Аллаха и в
то, что Мы низвели Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два
сборища.
Поистине, Аллах, мощен над всякой вещью! (Коран, 8:42) (1) .
Основная мысль первых проповедей Мухаммеда заключалась в том, что в вере не
может быть
принуждения. Мусульмане, иудеи и христиане признавались равноправными. Но в
Медине
произошло окончательное размежевание мусульман с "людьми Писания" ( ахль
ал-китаб ) -
сначала с иудеями, а потом и с христианами. Мухаммед обвинил иудеев в том, что
они отошли от
единобожия их прародителя Авраама, а иудеи, в свою очередь, отказались признать
в Мухаммеде
пророка, равного по значению Аврааму, Моисею и Иисусу. Во втором году хиджры
Мухаммед
предписал мусульманам во время молитвы обращать лицо не в сторону Иерусалима, а
в сторону
Мекки, в которой Авраам и сын его Исмаил построили первую Каабу. И среди вновь
обращенных
мусульман было немало таких, которые лишь внешне приняли ислам, а в душе
продолжали
оставаться язычниками. В Коране они названы мунафикун - "нерешительные,
притворяющиеся,
лицемеры". Эти внутренние разногласия среди племен Медины сыграли свою роль в
поражении
мусульман у горы Ухуд.
В ответ на очередной захват мусульманами каравана Абу Суфьян в следующем, 625
году
повел против Медины трехтысячное войско. Враги встретились на холмах,
расположенных на
северо-западе от города. Там заняли боевую позицию мусульмане. Мухаммед
отказался от
помощи еврейского племени бану надир, последнего, оставшегося в Медине. Из
тысячи
мусульман, выступивших против мекканцев, триста мунафикун ушли обратно в город;
остальные
были разбиты у горы Ухуд. В этом сражении погиб дядя Пророка Хамза ибн Абд
Мутталиб.
Мухаммед был ранен. Мекканцы, уверенные в своей полной победе, не стали
преследовать
отступавших и вернулись домой. Причиной поражения мусульман было отсутствие
среди них
дисциплины и предательство мунафикун . Но Мухаммед не утратил своего авторитета
и
продолжил наступление на Мекку.
После ухода мекканского войска иудейское племя было изгнано из Мед
|
|