|
ым «народами моря». Эти народы,
которых называли филистимлянами, владели железным оружием, а Израиль — нет, и в
течение столетия филистимляне господствовали в стране.
Затем, в 1013 г . до н. э., Давид, одаренный израильский вождь, установил
свое правление не только над собственным израильским племенем Иуды, но и над
всеми остальными израильскими племенами. В ходе своего сорокалетнего правления
он разбил филистимлян и установил свою власть надо всей западной половиной
Плодородного Полумесяца, вплоть до верхнего Евфрата. Этого никак не могло бы
случиться, если бы Ассирия находилась в то время под управлением таких царей,
как Тукультининурта I или Тиглатпаласар I.
Империя Давида также не была неприступна против проникновения амореев. В
царствование Соломона, сына Давида, амореи создали княжества близ северных
границ самого Израиля. Одно из них, со столицей в Дамаске, сделалось весьма
могущественным. Царство Дамаска известно обычно под именем Сирии (имя, данное
региону греками столетия спустя).
Утверждение Сирии жестоко ослабило Израиль и способствовало смутам,
которые вслед за смертью Соломона в 933 г . до н. э. привели к расколу Израиля
на два царства — Израиль и Иудею.
Ассирийский Гитлер
Казавшаяся бесконечной жизненная сила Ассирии произвела, однако, еще одно
возрождение. Ассирия вновь ожила после яростного давления хурритов, а затем
«народов моря». Теперь она сразилась с арамеями.
В 911 г . на ассирийский трон взошел Ададнирари П. Он реорганизовал
управление и снова начал одерживать победы над арамеями. (Арамеи осели в ряде
княжеств в пределах Плодородного Полумесяца, и теперь их стало легче раздавить,
чем во времена, когда они были странствующими кочевниками.)
Важным фактором, благоприятствующим Ассирии, был рост производства железа.
В 889 г ., когда сын Ададнирари Тукультининурта II начал свое краткое
пятилетнее правление, железа в государстве было достаточно, чтобы вооружить
стальным оружием всю армию. Ассирийская армия первой стала использовать новый
металл в больших количествах и вступила в двухвековую эпоху завоеваний,
сделавших ее ужасом Древнего мира.
Дело было не только в железе. Ассирийцы первыми создали науку осады
городов. Население города с самых древних времен знало, что, окружив себя
стенами, они могут отражать врага наиболее эффективно. С высоты стен легко было
осыпать врагов градом стрел, в то время как враг мог принести мало вреда,
посылая стрелы вверх.
Осада стала поэтому состязанием на выносливость и терпение. Осаждающие
избегали попыток проложить себе путь оружием и взять город штурмом. Вместо
этого они довольствовались изоляцией города и не давали подвозить
продовольственные припасы. Таким образом, голодом можно было заставить город
подчиниться. Осажденный город старался продержаться возможно дольше в надежде
на то, что осаждающая армия не устоит перед скукой, лишениями и болезнями.
Обычно это была долгая история, и часто, при страданиях обеих сторон,
достигался некоторый компромисс, по условиям которого город соглашался платить
дань, но оставался нетронутым.
Ассирийцы, однако, в наступивший исторический период начали изобретать
методы разрушения стен. Они строили тяжелые башни, которые нельзя было
опрокинуть, ставили их на колеса, чтобы их можно было подкатить к стене,
закрывали щитами, чтобы защитить людей внутри, и устанавливали таран, чтобы
пробивать стену. Когда в стене пробивалась брешь и в нее устремлялась атакующая
армия, для города все было кончено.
С этой формой осадной войны пришел новый ужас. Пока битвы велись армиями
против армий, кровопролитие было ограниченным. Побежденная армия могла бежать,
и даже бегущие солдаты могли обернуться и защититься. Но когда город брали
штурмом, население оказывалось зажато в собственных стенах и не могло убежать.
Город был наполнен материальной добычей, а также беспомощными женщинами и
детьми, над которыми можно было творить насилия, не опасаясь мести. В ярости
сражений и упоении победой разграбление городов влекло за собой неописуемые
жестокости.
Это проявилось самым ужасным образом в правление Ашшурнасирапли («Ашшур
хранит наследника»), известного нам под именем Ашшурнасирпала II, который
наследовал Тукультининурта II в 883 г . до и. э.
Он практически завершил уничтожение арамейских княжеств на всем пути до
Средиземноморья, закончив труды двух своих предшественников. Он восстановил
процветание Ассирии и выстроил вновь заброшенный город Калах, сделав его еще
раз столицей царства.
В Калахе он воздвиг для себя дворец — одно из первых ассирийских
сооружений, раскрытых современными археологами. (Дворец был раскопан в
18451851 гг. н. э.)
От него осталось достаточно сооружений и ценностей, чтобы оценить его
великолепие. Он занимает площадь почти в 2,5 га и украшен барельефами в
необычайно реалистическом стиле. Многие показывают охоту Ашшурбанипала на львов.
Царь изображен мужчиной с сильными, но довольно грубыми чертами. Охота всегда
считалась королевским спортом, но мало было королей, так увлеченных ею, как
ассирийские монархи. Эта увлеченность вошла в пословицы. Библия описывает
Нимруда расхожим определением: «Могучий зверолов перед Господом» (Быт. 10:9).
Барельефы, изображающие копей и колесницы, управляемые сильной рукой
Ашшурнасирпала, поражающего львов стрелами, восхитительны, даже прекрасны.
Животные — сплошные мускулы, ярость и эмоции. Вряд ли можно найти в мировом
искусстве более реалистическое изображение страданий животных, чем ассирийские
резные рельефные изображения р
|
|