|
го, скорее всего, преувеличены.
На пятнадцатом году своего царствования фараон возглавил поход в Судан, чтобы
наказать взбунтовавшееся племя. Источники с гордостью сообщают об устроенной
там
резне. Описывается, как «свирепый, словно лев, фараон, направляемый
Амоном-Атумом»,
истребил «высокомерных и замышлявших всяческое зло негров». Интересно заметить,
что
здесь Атум приравнивается к Ашону: наглядное свидетельство настроений,
владевших
умами.
Когда визирь фараона Птахмос, являвшийся одновременно верховным жрецом Амона,
умер, на пост визиря вопреки ожиданиям не был назначен новый верховный жрец.
Фараон
назначил визирем вельможу по имени Рамос и таким образом разделил светскую и
религиозную власть. Этот поступок можно расценить как еще один шаг к ослаблению
могущества Амона.
Царица Тиу родила фараону несколько дочерей, возможно также, что она подарила
ему
и сына. Но если так, он умер в младенчестве и царственная чета не имела
наследника.
Вероятно, поэтому Аменхотеп III на десятом году своего царствования женился на
принцессе Киргипе или Гилухипе, дочери царя Митанни и, возможно, племяннице
вдовствующей царицы Мутемуа.
Принцесса торжественно прибыла в Египет со свитой из 317 фрейлин, но Тиу,
похоже,
сразу поставила ее на место, поскольку даже в официальном сообщении о женитьбе
именно
Тиу именовалась главной женой фараона. Вероятно, этот брак служил отчасти
политическим
целям, как в свое время брак с Тутмосом IV. Не сохранилось никаких записей о
детях
Гилухипы. Но ее приезд способствовал еще большему усилению чужеземного влияния
при
дворе и увеличил число тех, кто не испытывал симпатии к старым фиванским богам.
Примерно в 1390 году до нашей эры умер Юаа, старый отец Тиу, и вскоре его
супруга
последовала за ним. Их похоронили в прекрасной гробнице в Долине царей близ Фив.
Если
считать, что супруги не принадлежали к царскому роду, то впервые в гробнице
такой
величины были похоронены люди не царственного происхождения.
Вокруг великолепных саркофагов, в которых положили мумии, разместили огромное
количество погребальных даров; среди них было несколько вещей, преподнесенных,
очевидно, осиротевшими фараоном и царицей, а также юной принцессой Сетамон и
еще
одной дочерью, имя которой не сохранилось.
Юаа и его супруга, видимо, пользовались особым расположением при дворе, и как
родителям правящейся царицы могли требовать к себе почтения. Для нас же они
являются в
первую очередь дедом и бабушкой великого учителя Эхнатона, о чьем рождении мы
собираемся поведать.
Часть вторая
РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО ЭХНАТОНА
Глава 1
РОЖДЕНИЕ ЭХНАТОНА
Царица Тиу, по всей видимости, подарила своему супругу несколько детей, но лишь
на
двадцать пятом году его правления появился на свет будущий фараон. Время шло,
царица
все больше и больше беспокоилась, что не может родить сына, и все истовей
молилась,
чтобы боги послали ей мальчика.
И по сей день каждая молодая египтянка мечтает выносить сына; те, кто не
удостаиваются такой чести, забывают заповеди Магомета и обращают свои мольбы к
древним богам.
Автор этой книги сам видел, как молодой крестьянин просил позволить его жене
обойти вокруг наружной стены древнего храма, чтобы она могла зачать мальчика.
Известна
и другая история, когда три молодые женщины, преследуя ту же самую цель,
скатывались
вниз по постаменту перевернутой статуи Рамзеса Великого.
Конечно, озабоченная подобными проблемами, но более разумная царица Тиу с
тоской
обращалась то к одному богу, то к другому, обещая им любые дары, если они
исполнят ее
желание. Похоже, больше всего Тиу доверяла Ра-Хорахти-Атону, и, возможно, она
обещала
ему, что если у нее родится сын, то она посвятит его этому богу.
Скорее всего, маленький принц появился на свет в царском дворце в Фивах,
расположенном на краю пустыни у подножия западных гор. Как мы уже говорили, это
было
просторное здание, воздушное и богато украшенное. Потолки и полы представляли
собой
живописные панно с изображениями жи
|
|