|
е. Доходит до того, что фиванский
бог Амон становится главным объектом почитания в Эфиопии. Но в конце
Нового царства в момент ослабления Египта в Эфиопии исчезли наме-
стники из Египта и в течение трех столетий управляли эфиопские цари.
Расцвет Эфиопского царства относят к VIII веку до нашей эры. Столица
Эфиопии — Напата — находилась у 4-го Нильского порога. Влияние
Эфиопии на юг Египта столь значительно, что в Фивах появилась в ка-
честве верховной жрицы Амона дочь эфиопского царя Кашты. Фиван-
95
Продажа рабов-эфиопов в Египте.
ская знать и жречество были отнюдь не против того, чтобы преданные
культу Амона эфиопы распространили свою власть над всем Египтом
и вернули Фивам былое величие.
Эфиопский царь и крупный государственный деятель Пианхи, кото-
рый стал у власти около 730 года до нашей эры, без труда присоединил
к своим владениям Фивы и двинулся на север.
ЭФИОПЫ В ЕГИПТЕ
Египетские города один за другим переходили в руки «царя Верх-
него и Нижнего Египта» — Пианхи. Последние ливийские фараоны в Бу-
бастисе не могли ни противостоять эфиопам, ни собрать вокруг себя
другие области.
Лишь далеко на севере Дельты правитель города Саиса и «предво-
дитель ливийцев» Тефнахт решился возглавить борьбу с эфиопами.
На 21-м году своего царствования Пианхи получил известие, что
Тефнахт овладел всем Нижним Египтом до Фаюмской области и про-
двигается дальше на юг, сопровождаемый раболепствующими князьками
и правителями городов. Лишь Гераклеополь, родина ливийских фарао-
нов, не подчинился новому претенденту на объединение Египта и был
блокирован войсками Тефнахта. Но зато правитель Гермополя отпра-
вился на поклон к саисскому владыке. Появилась непосредственная
96
угроза для эфиопско-фиванского влады-
чества в Египте. Создалось любопытное
положение: эфиопы опирались на Фивы,
а ливийский север — на древний Мемфис.
Тефнахт даже провозгласил себя верхов-
ным жрецом главного бога Мемфиса —
Птаха. По иронии судьбы, участь Егип-
та решалась не египтянами, а завоевате-
лями — ливийцами и эфиопами.
Отряды, посланные Пианхи, не смог-
ли взять Гермополя. Поэтому Пианхи ре-
шил отправить в Египет большую армию.
В Фивах это воинство сложило оружие и
совершило омовение перед Карнакским
храмом, моля Амона о покровительстве.
Нет сомнения, что такое поведение эфио-
пов весьма привлекло фиванских жрецов.
Затем эфиопы и верные им верхнеегипет-
ские князья и правители поплыли на се-
вер. Навстречу им шли многочисленные
ливийско-мемфисские корабли. Столкно-
вение кончилось разгромом нижнеегипетских сил и захватом большого
количества судов и пленных, отправленных затем в Эфиопию к Пианхи.
Многие города Среднего Египта были подчинены. Но Гермополь и Гера-
клеополь взяты не были, а уцелевшие нижнеегипетские войска бежа-
ли на север. Узнав об этом, Пианхи «рассвирепел, как барс», и сам
отправился в Египет, чтобы «навеки заставить египтян отказаться
от битвы».
Приняв участие в празднествах в честь Амона в Фивах, Пианхи по-
плыл к осажденному Гермополю. Он лично руководил осадой города.
Вокруг Гермополя был сделан вал, по-
ставлены осадные сооружения и мета-
тельные орудия. Не выдержав блокады,
гермопольский правитель Немарат запро-
сил пощады. Но переговоры о сдаче силь-
но затянулись. В конце концов Пианхи
помиловал Немарата и вошел в город.
Он принес жертвы местному богу Тоту
при «радостных» приветствиях побежден-
ных воинов Гермопольского нома. Пиан-
хи осмотрел дворец Немарата, приказал
привести к нему жен и дочерей, но гордо
отказался ответить на их приветствия.
Зато он был страшно разгневан видом
отощавших во время блокады лошадей.
97
Эфиоп, два азиата и ливиец
изъявляют покорность фа-
раону.
Немарат приводит коня в дар
Пианхи.
Здесь, у пирамид, был расположен древний Мемфис.
Это показалось ему «больше всякого преступления, содеянного Немара-
том», и явилось предлогом для захвата имущества Гермопольского
владыки.
Видимо, в Гермополь с дарами прибыл и гераклеопольский прави-
тель. Дальнейшее продвижение Пианхи к Мемфису превратилось
в триумфальное шествие. Города сдавались один за другим.
Могли радоваться и фиванские жрецы: имущество покоренных го-
родов и содержимое житниц и сокровищниц передавалось незамедли-
тельно в собственность Карнакского храма Амона.
В Мемфисе Пианхи ожидала иная встреча. Город был прекрасно
защищен с суши, а со стороны Нила все места причаливания были за-
топлены половодьем. В городе было много продовольствия и оружия.
Восьмитысячное войско Тефнахта было готово к бою, а сам он ускакал
на север, чтобы поднять нижнеегипетские города. Но главной силой
в Мемфисе было его многочисленное население: ремесленники, строи
|
|