|
е рыбы. Иногда зрелище принимало неслыханные размеры: вся арена
обращалась в глубокое озеро; в нее вводили настоящие морские корабли с экипажем
обученных рабов и устраивали полную морскую битву с крушением судов и гибелью
людей.
В дни праздников и представлений народ как бы считался гостем принцепса.
Однажды 5000 рабов с зажженными факелами провожали зрителей по домам. За
зрелищем следовало какое-нибудь угощение, подарки: то на арену выкладывали
куски мяса, то сверху на толпу сыпались тучи птиц, африканских кур, египетских
уток и т. д., то в середину бросали огромный гардероб плащей. Так как в
толкотне и драке, которая неизбежно поднималась, вещи рвались на части, то
придумали бросать в толпу значки, деревянные шарики. По таким билетикам можно
было потом получить мясо, хлеб, одежду, золото, жемчуг, ценные камни, картины,
рабов, домашних животных, ручных тигров и львов и даже корабли, дома и земли.
Принцепс помимо того раздавал много деньгами. Октавиан много раз дарил
сотням тысяч римлян по 100, 200, 300 рублей на наши деньги. Всего он выдал
народу на сумму около 21/2 миллиарда.
Поклонение императору. Когда установили новый порядок, Октавиан принял и
новый титул Августа, т. е. священного. Этот титул обратился в его имя:
правитель точно поднялся над всеми как высшее существо. Его окружало множество
людей, обязанных ему. Поэт Виргилий*, дважды изгнанный со своего поместья
страшными солдатами, был спасен Августом и получил у него приют. Он восторженно
приветствовал обоготворенного Цезаря и самого Августа.
* Вергилий.
Виргилий написал большую поэму, Энеиду, в подражание Гомеру; ее содержание –
судьба троянского героя Энея, уцелевшего от пожара и гибели разрушенной греками
Трои; после многих странствований Эней добирается до Италии и становится со
своими троянцами родоначальником римского народа; боги пророчат ему великое
будущее римлян. Поэма Виргилия прославляла вместе с Римом и последних двух
великих императоров, так как Эней считался прямым предком Юлия Цезаря и Августа.
У Виргилия Эней представлен благочестивым героем: он все делает так, как
укажут боги: оттого везде ему удача. Во времена смут старая вера была сильно
потрясена. Многие, покинув обряды, говорили, что и жрецы не могут без смеха
смотреть друг на друга. Иные представляли себе, что в мире нет богов;
собственной силой, никем не управляемый, живет и движется он. Сам Юлий Цезарь
был в числе неверующих. Разорения и несчастия смутной поры иначе настроили
людей: многие стали искать утешения в богомольях, обращаться к предсказателям,
отыскивать старые святыни. Виргилий разделял эти чувства: его герой как будто
должен был напомнить римлянам, что все величие Рима создали боги. Август хотел
поддержать это настроение и показать, что и он везде и всегда заодно с богами.
Он принял звание верховного жреца и получил силу устанавливать обряды.
В Риме на каждом перекрестке стояли алтари богов-охранителей околотка,
ларов; время от времени около них народ собирался на праздник, украшал площадку
и алтарь цветами и зеленью, водил хороводы. Август предписал, чтобы в молитвах
призывали, вместе с ларами, "гения" императора, т. е. его духа-покровителя.
Было положено молиться этому гению Августа вместе с богиней Ромой (т. е.
богиней города Рима) во всех провинциях. Каждая область, каждый подчиненный
народ мог соединить Августа и Рому со своими богами и чтить их на своем языке
по своим особым обрядам. Смысл этого подчинения был тот, что все выражали
покорность Риму и его правителю: от Ромы и Августа все должны были ждать и
всяких благ. В каждой области выбирали несколько жрецов обрядов и для
устройства игр в честь этих богов: ко времени праздника сходились выборные из
разных местностей в главный город провинции; они составляли приветствие
императору и могли также выразить ему свои желания или принести ему жалобу на
наместника области. Очень скоро в провинциях гения императора смешали с самим
императором: это произошло тем легче, что статуе гения придавали черты самого
правителя. Императора самого стали чтить как бога.
Римская империя. Под управлением римлян было теперь государство величиной
почти с половину Европы, с населением около 60 миллионов жителей.
В его состав входили нынешние: Испания и Португалия, Франция и Бельгия (то и
другое называлось вместе Галлия), Англия (называвшаяся Британией и захваченная
римлянами 80 лет спустя после Августа), Италия, Швейцария, южная часть
Австро-Венгрии*, весь Балканский полуостров, большая часть нынешней Азиатской
Турции (кроме земель за Евфратом), Египет и вся береговая полоса северной
Африки, кончая Марокко (у римлян Мавритания).
* Австро-Венгрия (распалась в 1918 г.) объединяла, помимо Австрии и Венгрии,
Хорватию, Словению, Чехию, Словакию, Моравию, Галицию и другие земли.
Общего между землями, входившими в состав империи, и было всего только одно
военное начальство и управление Рима. Они были населены по крайней мере
двенадцатью большими народами: кроме итальянцев, которые образовались из
соединения римлян и прежних союзников, в империю входили греки, иллирийцы
(между Адриатическим морем и Дунаем), африканцы (бывшие карфагеняне), евреи,
галлы, испанцы и др. Большинство сохраняло свой прежний язык, веру, обычаи.
Только менее образованные испанцы и галлы на западе приним
|
|