Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
 Предприятие это не удалось: индусы* упорно бились, солдаты Александра не 
хотели идти так далеко и заставили его вернуться. Но корабли Александра все же 
проехали от устья Инда по Персидскому заливу к устью Евфрата и открыли важный 
торговый путь, примыкавший к новым поселениям греков в Сирии и Вавилонии. 
Крайние места на востоке, до которых дошел Александр, были наш Туркестан и 
Пятиречье. Было заложено несколько городов, названных именем Александра; из них 
Александрия крайняя стояла на месте нынешнего Ходжента.
    * Индусы (индуисты) – приверженцы распространенной в Индии религии индуизма.
 Индусами иногда неправильно называют все население Индии (правильно–индийцы). 
   
   Греки на Востоке. Вскоре после похода в Индию Александр умер еще молодым (в 
323 г.). Уже во время его похорон произошли кровавые схватки между македонскими 
генералами. Долго спорили они и их сыновья из-за наследства. Генералы Птолемей, 
Селевк и другие провозгласили себя царями и образовали несколько греческих 
государств. Вся та половина персидского государства, которую Дарий оставлял 
себе, предлагая Александру дележ, была потеряна греками; ею завладели парфяне, 
народ полукочевой, наездники и стрелки подобно персам. Греки удержали только 
земли у Средиземного моря – Малую Азию, Сирию, Египет.
   Лет через 100 после похода Александра в этих странах жило больше греков, чем 
на старой родине, в Европе. Но и в новых областях греки больше населяли города; 
туземцы оставались в деревнях. Выросли заново огромные города, заселенные 
преимущественно греками: Александрия в Египте и Антиохия в Сирии. Население 
этих городов доходило до полумиллиона.
   Египет. Из греческих государств на Востоке самым богатым был Египет под 
властью царей из семьи Птолемеев. Греческие цари сумели добывать из этой 
богатой и густо населенной земли очень много дохода. Они вели через чиновников 
точный счет всего населения, количества обработанных земель, размера 
ремесленных и торговых заведений. Каждый домохозяин должен был дать самые 
подробные показания о том, сколько в его доме или имении живет людей, какой их 
возраст и занятия, сколько у него рабочих, сколько у него имущества и дохода. 
Подати поступали деньгами в казну или предметами в склады царя, хлебом, овощами,
 топливом для войска; масло, льняные материи вырабатывались исключительно на 
царских заводах, а растительный материал, необходимый для этих произведений, 
доставлялся со всей страны царю. Птолемеи наравне с фараонами старинного Египта 
были причислены к богам; на этом основании они отобрали себе большие поместья 
богов при храмах, кормившие множество людей, и перевели доходы с них в свою 
казну.
   На эти средства Птолемеи держали лучший флот в Средиземном море и обстроили 
свою приморскую столицу Александрию. Это был большой, по плану, правильно 
расположенный город, непохожий на старые греческие города с их тесной 
разбросанной стройкой. Александрия перерезывалась во всю длину широкой в 14 
сажен улицей, тянувшейся на 6 верст. Гавань была закрыта узким длинным островом,
 который соединялся с берегом широкой каменной плотиной более версты длиной; на 
краю острова стояла большая мраморная башня, служившая маяком: огонь, который 
поддерживали на ее верху, был виден в море за 60 верст.
   Сирия и Иудея. Крупнее размерами, чем Египет, но не так прочно было 
государство, основанное Селевком в Передней Азии. Оно захватывало Сирию и 
вначале также равнину рек Евфрата и Тигра; столицею его была Антиохия. 
Значительную часть населения этого государства составляли евреи, жившие около 
Вавилона и в Палестине (это новое название Ханаана, также как евреи со времени 
плена зовутся иудеями). Около 450 года вавилонский книжник Езра, современник 
Перикла, составил для иерусалимской общины подробный закон в дополнении к 
Моисееву закону. Александр при завоевании персидского государства признал 
самостоятельное устройство палестинских иудеев.
   Греческие цари Сирии, Селевки и Антиохи по именам, провозгласили себя богами 
на земле и в знак этого носили громкие титулы Непобедимых, Спасителей и т. п. 
Около 160 г. один из них, Антиох Епифан (Явленный), потребовал, чтобы иудеи 
ввели у себя греческих богов. В ответ на это братья Маккавеи собрали 
воинственные дружины и в долгой войне освободили страну от подчинения греческим 
царям. Симон Маккавей занял своим войском Иерусалим, а народ признал его 
первосвященником. Его потомки, первосвященники-цари, восстановили государство 
Давида и Соломона.
   Но Палестина заключала в себе лишь небольшую часть еврейского народа. Со 
времени вавилонского плена он сильно размножился. Лишенные земли иудеи 
преимущественно занялись ремеслом и торговлей; многие искали заработка в чужих 
странах, переселялись в приморские города Египта, Малой Азии, Греции, Италии. 
Еврейские переселенцы, или "иудеи рассеяния", сплачивались всюду в общины: они 
сохраняли связь с единоплеменниками и посылали в великий единственный свой храм 
в Иерусалиме подарки и приношения.
   Наука греков. Ко времени передвижения греков на Восток у них накопилось 
очень много сведений географических, физических и исторических. Аристотель, 
ученик Платона, пришел к мысли собрать эти знания, привести в порядок, сравнить 
сходные явления и вывести поучения. Аристотель был родом с македонского берега 
и одно время находился при македонском дворе, но большую часть жизни провел в 
Афинах (умер в 322 г.). Он соединял огромные знания почти по всем наукам. У 
него была большая коллекция по естествоведению, в которую много интересного 
прислал Александр с своего похода. Ученики Аристотеля под его руководством 
описали устройство множества греческих и иноплеменных городов.
   Аристотель пошел совершенно иной дорогой, чем Платон; у него нет 
поэтического вымысла, чтобы объяснить явления жизни на земле; он хочет 
опираться только на точные наблюдения и опыт. Аристотель не поднимал горячо 
голоса ни за, ни против демократии; он только разбирал спокойно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-