|
знали много стихов и красивых речей наизусть и могли хорошо декламировать.
Ученые и софисты. Этого обучения было мало для любознательного человека.
Между тем кругозор греков очень расширился благодаря их дальним предприятиям и
сношениям.
Геродот, родом из малоазийского города Галикарнаса, современник Перикла,
побывал не только во всех почти греческих колониях, но и в Скифии, в Египте и в
персидском государстве до Вавилона. Он составил подробное описание стран и
народов, которые видел. Это описание оканчивается рассказом о великой борьбе
греков с персами. Геродот назвал свое большое сочинение историей (что значит
исследование). В сочинении Геродота много народных сказаний, и он кажется как
будто продолжателем Гомера в прозе. Но он не ограничивается рассказом и
старается объяснить причины событий, найти в человеческих делах общую связь и
смысл. Войны греков с персами, по его мнению, – лишь продолжение вековой борьбы
между Европой и Азией, которая идет от начала времен. В судьбе людей много
чудесных явлений; неожиданно могут сменяться счастие и гибель; эти перемены
происходят от вмешательства богов, которые наказывают высокомерие сильных: так
они покарали гордыню персидского царя, напавшего на греков. Геродот думает
также, что события всегда оправдывают предсказания оракула. Геродот долго жил в
Афинах и был большой почитатель Афин; он горячо стоял за равноправие; пример
Афин показал, по его мнению, что народ свободный гораздо сильнее, чем
подчиненный тиранну.
Лет двадцать спустя после Геродота афинянин Фукидид (не имеет ничего общего
с противником Перикла) подробно изложил события Пелопоннесской войны, в которой
он сам принимал участие. Фукидид близко знал Перикла; в своем сочинении он
приводит две речи Перикла, чтобы показать, как велик был ум и талант правителя
Афин. У Фукидида совершенно иные взгляды на ход человеческих дел, чем у
Геродота. Он нигде не упоминает о вмешательстве богов; он старается отыскать
всякому явлению естественную причину, которая лежит в свойствах людей и в
обстоятельствах дела. Фукидид не хотел допускать в историю сказаний и
поэтического вымысла. История – не собрание сказок, главная цель историка –
найти истину. Поэтому Фукидид или сообщает то, чему сам был свидетелем, или
если приводит чужие известия, то не иначе, как после строгой проверки. Изложить
правду о прошлом он считал важным потому, что в будущем могут повториться
события, похожие на те, которые уже переживались людьми.
Впереди других в науке были ионийские греки, жившие близко к образованным
народам востока. К ним перешли сведения вавилонян о небесных явлениях, но они
пошли дальше в своих наблюдениях и суждениях о мире. Много думали греки над
существом самого человека: они рассуждали о том, как развивается человеческий
ум, как появляются у человека понятия о добре и зле; рассуждали о том, чем
держится порядок в обществе: страхом ли людей перед наказанием за проступки,
или врожденным человеку чувством правды. Греки называли людей, которые думали
об этих вопросах и старались понять, как устроен мир и человеческая жизнь,
философами. Мы теперь называем таких людей учеными.
Около ученого собирались поучиться не только юноши, но и взрослые люди.
Философ мог сделать из своего обучения ремесло: слушатели платили ему взносы и
приносили подарки. Таким же преподавателем по ремеслу мог стать ритор, т. е.
мастер красноречия: в большом городе, вроде Афин, многие желали научиться
говорить в народном собрании и суде. С искусством речи преподавалось также
искусство спора, уменье доказывать свою мысль и опровергать чужую. Ученого
преподавателя, по-нашему профессора или доктора, в Греции называли обыкновенно
софистом.
Софисты, которые приобрели славу, нередко переезжали из одного города в
другой, гостили в каждом по нескольку месяцев, излагали свою ученость в лекциях
и беседах и направлялись дальше. Приезд софиста Протагора вызвал в Афинах
сильное волнение. Он остановился в доме богатого Каллия. Ранним утром весть об
этом облетела город. Целый день стучались в двери дома Каллия люди всякого
возраста, добиваясь послушать знаменитого преподавателя. В прохладной галерее,
выходившей на внутренний двор, Протагор прогуливался в сопровождении слушателей
и излагал предмет; потом он садился и отвечал на задаваемые ему вопросы.
Сократ. Самым известным софистом был афинян Сократ, которому в начале
Пелопоннесской войны было около 40 лет. У Сократа были постоянные слушатели
среди афинян и были чужие: один приходил за целый день пути в Афины, а когда
Афины объявили войну его родному городу, он одевался в женский костюм и
все-таки проникал в Афины к Сократу. Но помимо того Сократ любил случайные
беседы: он заходил в какую-нибудь лавочку и поднимал разговор с ее владельцем и
посетителями. Сократ умел заинтересовать собеседника; он говорил просто о
трудных вещах и умел искусно доводить своего противника в споре до сознания в
ошибке. В Афинах все знали невысокого человека, с большой лысой головой,
некрасивого, с живым взглядом и меткой речью. Его главная цель была в том,
чтобы научить своих слушателей не брать на веру никакого мнения, все проверять,
все разбирать рассудком.
Софисты проверяли старые понятия о богах. Многое в старинной вере не
удовлетворяло их. Иной из софистов резко говорил, что мифы – выдумки предков
без всякой цены. Многие находили, что о богах ничего нельзя сказать верного;
неизвестно даже существуют они или нет; дело темно, а человеческая жизнь
слишком коротка, чтобы добраться до истины. Другие старались составить себе
более возвышенное понятие о божестве и выражались так: "Один бог поднимается
над всеми богами и людьми, он не похож на смертных ни внешним видом, ни духом
своим".
Нередко было очень опасно говорить подобные вещи. Люди неразвитые думали,
что такие слова оскорбляют ближних богов-покровителей города; боги могут
прогневаться за то, что их забывают, и погубить весь гор
|
|