|
пестро разрисованы, имел верх в виде ярких
раскрашенных цветов.
Представления о богах. В мысли египтян о богах соединялись остатки старинных
верований и новые догадки и упования людей. В каждом городе или округе чтился
свой бог или богиня покровители, были свои обряды для их почитания и свой
способ изображать их. Одну черту старины египтяне особенно сохранили: именно –
представление, что бог может принимать вид животного, что душа его может
вселяться в зверя, птицу и т. д. Вследствие этого в различных областях считали
священными, животными крокодилов, кошек, ибисов, змей и т. д. Наибольшим
почетом пользовался в Египте черный бык с белым пятном на лбу, содержавшийся в
Мемфисе в особом святилище. Боги изображались большей частью в виде животных
или людей с головами животных: ястреба, коровы, барана, шакала и др.
Когда области соединились в большие государства, боги главных городов
получили особенную силу. Бог юга, Горус* (в виде ястреба), долго был на войне с
богом севера, Сетом (чудовище с головой жирафа). Мрачный Сет вырывает у
светлого Горуса глаз (солнце), но Горус все-таки побеждает его. Царь
объединенного Египта считался воплощением победившего бога. Еще другие боги
получили признание во всей стране: напр. могучий водяной дух, принимающий вид
крокодила; лунный бог, Тоут, который установил времена года и порядок вещей на
земле, изобрел язык и письмо, обладает всеми тайнами мира, мудро указывает всем
богам и людям их дело; Озирис, бог подземный, дающий произрастанье травам и
деревьям, через которые выходит из-под земли его дуновение.
* Ныне принято следующее написание имен египетских богов: Хор (Гор), Сет,
Тот, Осирис, Исида, Ра.
В разных местах показывали останки бога Озириса, убитого и растерзанного
злым Сетом: богиня Изида (изображаемая с головою коровы или в короне,
украшенной рогами), жена Озириса, похоронила его; сын Озириса, Горус,
волшебством снова оживил своего отца, но теперь он уже царит над мертвыми. Так
и другие боги страдают, умирают, имеют могилы, но также возрождаются, живут и
царствуют вечно. Солнце рождается каждый день утром, к полудню достигает
зрелости, а к вечеру старится, умирает. В году были большие праздники рождения
бога, высшего расцвета его силы и смерти бога. Во время праздников служители
храма и люди особенно святой жизни несли в священной процессии изображения бога
или катили их по реке в изукрашенной барке. Жрецы и отшельники принимали
участие в доле божества, потрясали дубинами в знак готовности отогнать
угрожающих ему врагов: плакали о его страданиях, вылечивали жертвами глаз
Горуса. Изображения, которые в будни хранились в ковчегах, стоявших внутри
храмов, были в старину деревянными или каменными столбиками, перевитыми лентой;
впоследствии стали делать статуи из гранита и других крепких пород камня.
Жрецы старались примирить веру в местных богов с верой в богов общих,
великих; они говорили: "Наш бог – тот же, что и у других, лишь иначе
называется". Везде соединяли они вместе трех богов: бога-отца, под которым
разумели землю, богиню-мать, означавшую небо, и их сына, означавшего солнце.
После построения больших пирамид на первое место над всеми богами поднялся бог
солнца, Ре*. Его изображали в торжественном царском облачении; перед ним
преклоняется земной фараон. Высоко чтили бога Ре фиванские цари, завладевшие
Сирией и Нубией. Один из них, Аменофис IV** (изображенный на рисунке стр. 43),
хотел провозгласить Ре единым богом всего мира и упразднить всех других богов
Египта, обратив их святилища в храмы солнечного бога; всюду он повелел
изображать великий светлый круг, испускающий во все стороны благодетельные лучи,
которые на концах своих переходят в протянутые, благословляющие людей руки.
Жители нильской долины думали, что их страна находится в середине мира; земля
плавает в большом океане; небо – плоская крыша, края
|
|