|
и т. д., но следует иметь
в виду, что эти "помещики" и "крепостные" были совершенно не похожи на тех,
кого знают учащиеся из истории нашей страны. Речь идет о землевладельцах,
которые в разных обществах, на разных условиях распоряжались землей (в Египте
по воле фараона, в Древнем Риме на основе частной собственности и т. д.).
Всегда наряду с рабами в древних государствах было много и свободных
земледельцев, крестьян, находившихся в разной степени зависимости,
подвергавшихся закабалению, лишению земельных участков, отдававшихся под
покровительство крупных землевладельцев. Не было и промышленного производства и
капиталистов в нашем понимании. Даже если автор и применяет латинское название
"фабрика", под этим он подразумевает более или менее крупное ремесленное
производство.
В Египте местами поднимались знатные богатые семьи, которые имели большую
силу кругом. Главы таких семей были уверены, что они сидят там же, где владели
землею "их отцы, создавшие их плоть, благородные с первого дня творения". У них
были большие каменные палаты в городе; они получали доход с больших поместий.
На их могилах изображено, как идут крестьяне и крестьянки на главный двор,
нагруженные корзинками с хлебом, плодами, овощами, вином, холстом, как они
ведут ягнят и несут пищу; слуги, вооруженные палками, приводят деревенских
старост, которые должны ответить за мужиков, неисправных во взносе оброка;
писцы сидят за сундуками, проверяют принесенные запасы, записывают доход и
недоимки; батраки и пастухи, выстроенные в отряды, проходят с флагами перед
господином. Богатый помещик старался прочно обеспечить себе труд и службу
бедного крестьянина или рабочего; он требовал, чтобы более слабые отдались ему
в опеку, признали себя "его людьми", крепостными, постоянно обязанными отдавать
ему часть своего дохода и прибыли; он уверял их, что за то будет охранять их от
всякого врага и нападения, рассудит все их ссоры и тяжбы, поможет им в тяжелую
годину из своих запасов. Он становился владыкой всей округи, захватывал часть
нильской долины.
Помимо того, разбогатели и приобрели почет люди, служившие богам. Старинные
гадатели, к которым обращались в тяжелых случаях жизни, были так же бедны, как
и те, кто их звал. Иначе стало у людей, которые делали большие запасы,
возводили крупные сооружения; они могли больше отдать тем, кто молился об их
благополучии или узнавал для них волю и решение богов. Богатый народ мог больше
подарить и самим богам своим в благодарность за их дары. Богам также отводились
большие поместья с дворцами посредине, со всеми службами, полями, садами,
озерами, стадами и рабочими людьми; постоянно поступали им еще особые
приношения зерном, плодами, живностью, тонкими тканями, красивой утварью и т. д.
Жрецы, т. е. люди, знавшие тайну обращения к богам, должны были всю жизнь
служить богам: быть при них, входить в их дворцы, управлять их поместьями и
держать в порядке их имущество. Жрецы пользовались при этом дарами, приносимыми
богам; они как бы кормились вместе с богами: считалось, что ежедневные мелкие
заботы не должны отвлекать от служения богу. Гадания, предсказания будущего,
служба в храме – все это стало делом очень сложным, составилась целая жреческая
наука; для того чтобы усвоить ее, надо было много учиться. Жрецы были прежде
колдунами и знахарями; они стали теперь учеными, исполнителями обстоятельных
обрядов и многочисленных молитв, управляющими имений. Они должны были вести
особый образ жизни: поститься перед гаданиями, не есть вообще "нечистого", т. е.
неугодных богу животных, воздерживаться от грубой работы и т. д. Вместе с тем
они пользовались полным довольством.
Картины, нарисованные египтянами на стенах домов, изображают часто тяжелую
работу простого люда: как в поле люди пашут на волах или вскапывают землю
заступом; как собирают виноград, давят вино и сливают его; как вертят на колесе
посуду и обжигают в печи, выдувают бутылки; как женщины ткут материю на глазах
надсмотрщиков, без отдыха и перерыва. Заленившегося рабочего на месте били
палками.
Один писец в наставлении сыну своему советует избегнуть тяжелой ручной
работы и изображает мрачными чертами участь рабочего: "Медник весь день в
работе, а когда наступит ночь, он все еще сидит за ней при свете факела.
Башмачник совсем погибает, ему не выйти из нищеты; остается ему только глодать
кожи. Погляди на каменщика: он вечно недомогает, потому что ему надо работать
на ветру, цепляясь за карнизы в виде цветков лотоса; руки его опускаются от
усталости, его платье разодрано; этот бедняга шагает изо дня в день по бревнам
лесов, едва заработавши себе на хлеб; он идет домой и колотит своих детей.
Довольно я насмотрелся этой работы, я видел везде одну жестокость, только
жестокость. Поэтому займись книгами, изучи письмо!"
Наставление объясняет дальше, как это благородное занятие сберегает здоровье,
дает большую выгоду, ведет во дворец. Обученный письму человек, "писец", мог в
древнем Египте добиться любой должности, смотря по своим способностям: стать
жрецом, генералом, инженером, архитектором, губернатором, податным чиновником.
Государство в Египте, 3300 г. до Р. X. Сильный владыка, распоряжавшийся
большим количеством подчиненных людей, мог их хорошо вооружить и покорить с
ними несколько областей по течению Нила; он становился царем. Долгое время
Египет был разделен между двумя повелителями, царем в белом шлеме на юге и
царем в красной шапке на севере, в Дельте, т. е. стране нильских рукавов. Около
3300 г. до Р. X. царь Менее* соединил под своей властью всю страну, начиная с
порогов, отделяющих Египет на юге от Нубии, и до моря. Владыки, которые
господствовали в областях, подчинились ему. Из соединения всех областей
составилось большое государство. Вождь, выбранный дикарями, может вести
несколько тысяч человек. У царя Египта было от семи до девяти миллионов
подданных.
* Греческий историк Геродот (V в. до
|
|