Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
. Города и деревни, выстроенные на возвышениях, стоят 
островками в этом море: только кое-где дорогами служат широкие плотины; все 
другие сношения совершаются на лодках.
   Около начала сентября вода стоит всего выше, потом она начинает падать, и к 
ноябрю Нил – опять в своих обычных берегах; население пашет и засевает поля в 
течение следующих 3–4 месяцев умеренной погоды, приходящихся на время нашей 
зимы; надо спешить, чтобы не быть захваченным засухой, которая наступает к поре 
нашей весны. Тотчас вслед за уходом воды гонят на поля баранов и свиней, чтобы 
втоптать зерна в мягкую землю. Так в Египте ясно обозначены три времени года; 
они зависят от тех перемен, которые Нил своими наводнениями совершает в жизни 
страны и людей. Причины благодетельных наводнений древние египтяне не знали; 
это было для них чудо. Но они понимали, что Нил – источник всего их 
существования. Река была для них богом, к которому они возносили молитвы: 
"Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны 
разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет 
небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают 
работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда 
твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, 
стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы 
услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется...
 Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и 
приказы твои расходятся по всей земле".
   Как ни велики благодеяния реки, нужна сложная и упорная работа людей, чтобы 
ими воспользоваться. Если оставить воде полный простор, она образует в низких 
местах озера и болота, застоится и не даст вовремя засеять почву; в места более 
высокие она не дойдет вовсе. Постепенно египтяне научились равномерно 
направлять и расходовать драгоценную влагу от разлива своей единственной 
великой реки. Под прямым углом к реке они провели широкие каналы, к которым 
примыкали другие, простиравшиеся вдоль реки; этим способом были устроены как бы 
новые русла по всей долине. Когда Нил подымался, его воды быстро вливались в 
поперечные широкие дороги; для того чтобы вода не переливалась через края, на 
поворотах и вдоль каналов берега были укреплены и приподняты плотинами. Сначала 
воду впускали в ближнюю к Нилу полосу земли, загораживали ей дальнейший путь 
плотинами и давали разлиться по полям этой первой полосы; потом, когда Нил еще 
прибудет, прорезывали плотины и пускали воду дальше на следующую полосу. К 
дальним высоким полосам воду передавали черпалами, которые опускались и 
поднимались на нескольких рядах длинных коромысел.
   На западе от Нила, недалеко от вступления его в равнину, лежит, врезываясь в 
пустыню, большой оаз* Фаюм. Он ниже уровня Нила и отделен от реки скалистой 
стеной. Египтяне расширили узкое ущелье в этой стене и провели туда воду 
нильского рукава: после этого оаз стал самой богатой и хлебородной областью во 
всем Египте. Для того чтобы привести в ней в порядок разливы, один ее угол 
загородили высокими плотинами и обратили его в огромный водоем; в сильный 
разлив воду отводили туда, в слабый – водой из бассейна пользовались, как 
запасом.
    * Оазис.
   
   Разделение богатства и труда в древнем Египте. Много веков прошло, пока 
народ, поселившийся в Египте, научился исполнять эти большие трудные работы. За 
4000 лет до Р. X. крупные водные сооружения в долине Нила были уже в действии; 
жители Египта были знакомы с выделкой металла, хотя больше употребляли каменные 
орудия очень тонкой и искусной работы; они вычисляли годовой оборот солнца в 
365 1/4» дней и применяли правильный календарь. За 3000 лет до Р. X. египтяне, 
строили из кирпича и камня большие жилища своим богам и своим земным вождям, 
покрывали стены этих жилищ яркими разнообразными рисунками, изображавшими жизнь 
народа, и высекали из камня фигуры богов и людей; они готовили тонкие ткани из 
льна и раскрашивали их пестрыми узорами. В это время они умели также писать; 
рядом с рисунками помещаются подробные рассказы о событиях, описания стран и 
путешествий, хозяйственные счета, обращение к богам, молитвы об умерших и т. д.
   Когда появится такой сложный и разнообразный труд, среди людей уже не может 
сохраниться старинное равенство. Прежде все одинаково умели ходить на охоту, 
копать землю, готовить незатейливые орудия. Теперь в каждом деле выступили 
особые мастера, которые всю жизнь отдавали одному ремеслу и искусству, 
отстраняясь от других занятий; каменщик и скульптор уходили навсегда от 
деревенской полевой работы и работали беспрерывно в городах, т. е. в крупных 
поселках, где около большого храма или при дворе вождя скоплялось множество 
людей; писец отвыкал от всякой грубой ручной работы и т. д. Занятия эти 
переходили от отца к сыну, и различие между людьми все более закреплялось.
   Помимо разницы в занятиях, должно было еще получиться различие в состоянии 
людей. Когда жизнь бедна, запасов мало и всякой семье приходится добывать на 
завтра пропитание, достатки у людей почти одинаковы. Иное дело, когда появится 
излишек. Кто осмотрительнее и смелее, у кого в семье больше сильных членов, тот 
неизбежно захватит и сбережет себе больше; такой человек или такая семья 
заставят еще и других работать на себя и, обогатившись сами, удержат этих 
других в бедности и зависимости от себя. Если потомки такого человека сохранят 
или еще увеличат приобретенное им богатство, они прослывут разрядом людей 
особенно счастливых, взысканных благодатью богов, потом начнет казаться, что 
различие в достатке всегда было на земле. Так постепенно образовались два 
постоянных слоя в народе – богатые и бедные, владельцы и рабочие*.
    * Здесь и далее автор использует термины "помещик", "крепостной", 
"капиталист", "рабочий", "промышленность", "фабрика"
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-