Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: К. Уилбер - Краткая история всего
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-
 
редственно, прямо сейчас испытывать его действие. Разум — это то, как ваше 
понимание выглядит изнутри; ваш мозг — это просто то, как оно выглядит с 
внешней точки зрения.
     Ваш мозг напоминает большой разрезанный грейпфрут. Но ваш разум совсем его 
не напоминает. Ваш разум выглядит как ваше непосредственное восприятие мира 
здесь и сейчас — изображения, импульсы, мысли.
     В: Но как на счет идеи о том, что они, на самом деле, есть одно и то же, 
ведь мы так и не выяснили, как это продемонстрировать?
     КУ: Давайте посмотрим на самого эксперта по мозгу, а именно, на 
специалиста по физиологии мозга. Физиолог мозга может знать очень многое о моем 
мозге — он может подключить меня к машине, снимающей электроэнцефалограммы, он 
может пользоваться ультразвуковым сканированием, а также рентгеновским 
аппаратом. Он может составить карту физиологии мозга, определить уровни 
медиаторов — он может узнать, что делает каждый атом моего мозга, и все равно 
он не будет знать ни одной мысли из моего разума.
     И если он хочет узнать то, о чем я думаю, то у него есть один и только 
один способ: он должен поговорить со мной. Нет никакого другого пути, следуя 
которому он или кто-нибудь другой могут узнать, о чем я действительно думаю, 
что у меня в мыслях. И если я не захочу высказать свои мысли, то вы никогда не 
сможете узнать неповторимого содержания моих индивидуальных мыслей. Конечно, вы 
можете пытать меня и вынудить меня говорить — но суть не меняется: вы 
вынуждаете меня говорить.
     Так что вы можете знать все о моем мозге, и это ничего не скажет вам о 
неповторимом содержании моего разума, которое вы можете узнать только из 
разговора со мной. Другими словами, вы должны участвовать в диалоге, а не вести 
монолог; вы должны принимать участие в интерсубъективной коммуникации, а не 
просто изучить меня как объект эмпирического исследования, что ни к чему вас не 
приведет.
     Как мы видим, ко всем измерениям правой стороны действительно можно 
получить доступ только благодаря этому эмпирическому пристальному взгляду, 
который объективирует феномен рассмотрения и создает эмпирическую картографию. 
Ведь в этом случае вы изучаете только внешние, поверхностные аспекты холона, 
которые можно подтвердить опытным путем, феномены правой стороны, вроде мозга.
     Но к явлениям, связанным с левой стороной, доступ можно получить только 
при помощи коммуникации и интерпретации, «диалога» и «диалогического» подхода, 
которые не обращают внимание на внешнее, а проникают во внутреннее. Не 
объективность, а интерсубъективность. Не поверхность, а глубина.
    
    
    Левый и правый путь
    
     В: Это приводит нас непосредственно к различию между левым и правым 
принципами.
     КУ: Да. С самого начала поисков новых знаний, как на Востоке, так и на 
Западе, все подходы можно разделить на две большие категории — внутреннее и 
внешнее, левое и правое. Мы находим этот раскол в психологии (Фрейд против 
Уотсона), в социологии (Вебер против Комте), в философии (Хайдеггер против 
Локка), в антропологии (Тэйлор против Ленски), в лингвистике (герменевтика 
против структурализма) и даже в богословии (Августин против Фомы Аквинского)!
     Иногда можно встретить подходы, которые объединяют в себе и левосторонний, 
и правосторонний принцип, и я рекомендовал бы вам придерживаться именно их, но 
в основном вы сможете найти только жестокую войну между этими двумя подходами. 
Поэтому я считаю крайне важным понять вклад двух этих путей в наше понимание 
условий существования человека, ведь оба они со
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-