|
она ни
происходила, в материи, биосфере или разуме, а также и в более высоких сферах.
Может быть, даже в духовном мире, Да?
В: Так, значит, в эволюции есть какого-то рода единство?
КУ: Да, отчасти это так. Продолжающийся процесс самопреодоления в эволюции
производит прерывности, скачки, творческие сдвиги. Поэтому в эволюции есть и
сдвиги — разум нельзя свести к жизни, жизнь нельзя свести к материи; а также
есть преемственность — общие модели, которые эволюционируют во всех областях. И
в этом смысле, да, Космос объединяет, связывает все в единый процесс. Это
универсум, единая песнь.
Творческие возникновения
В: И эту песнь вы называете Духом-в-действии или Богом-в-творении, и я
хотел бы вернуться к этой теме позднее. Но сейчас, принцип номер три гласит:
холоны появляются.
КУ: Да. Как мы говорили, эволюция — это часть процесса самопреодоления, и
она всегда идет за пределы того, что было раньше. И в этой новизне, этом
возникновении появляются новые существа, составляются новые холоны. Этот
необычный процесс создает союзы из фрагментов и целостностей. Космос, кажется,
развивается в квантовых скачках творческих возникновений.
В: Именно поэтому один уровень целостности нельзя сократить до суммы его
компонентов, или холон нельзя представлять как просто сумму подхолонов.
КУ: Да. То есть вы можете анализировать целое как сумму частей, и это
совершенно правомерный подход. Но тогда вы получите части, а не целое. Вы
можете разобрать часы и проанализировать каждую из их частей, но тогда вы не
сможете узнать, сколько времени. Целостность холона не содержится ни в одной из
его частей, и это может положить конец лихорадке редукционизма,
распространенной в западной науке. В последнее время понимание данного факта
начало появляться в науках о системах: мы живем в мире творческого
возникновения.
Хотя в науке все еще существует редукционизм, тенденция, кажется, уже
поменялась. Вам едва ли придется объяснять другим, чем «плох» этот подход. А
отсутствие редукционизма означает, что Космос является творческим миром.
Удивительно, не так ли? В качестве «высших категорий», то есть таких,
которые необходимы нам для размышления обо всем остальном, Уайтхед перечислил
только три: творчество, единое, множество (так как каждый холон является, в
действительности, единым и многим, то эти категории можно свести к двум:
творчество, холоны).
Но смысл в том, как говорил Уайтхед, что «Высшая метафизическая основа —
это творческое проникновение в новое». Новые холоны появляются при помощи
творчества. Творчество, холоны — это те основные категории, которые необходимы
нам, прежде чем мы сможем рассуждать о чем-то другом!
Итак, принцип номер три: холоны возникают. И у каждого холона есть эти
основные качества: организация, взаимосвязь, самораспад и самопреобразование.
На их основе создается Космос.
В: Это уводит нас слишком далеко вперед, и я не хочу прямо сейчас так
углубляться в тему. Но вы связываете творчество и Дух.
КУ: Что же есть творчество, как не другое название Духа? Если, как считал
Уайтхед, творчество является высшей категорией и вы должны иметь ее в сознании,
прежде чем сможете рассуждать о чем-то другом, что же тогда эта «высшая
метафизическая основа», если не Дух? Для Духа я также использую буддистский
термин «Пустота». Но Дух или Пустота дают начало Форме. Появляется новая Форма,
появляются новые холоны — и они возникают не просто из воздуха.
Мы уже видели, что наука согласна с мнением о саморазвитии как об основе
Вселенной. Но что же такое эта преодолевающая себя творческая энергия, как не
Дух? Пустота, творчество, холоны.
В: В некоторых научных кругах в последнее время произошла смена отношения
к более духовным и идеалистическим представлениям о творении.
КУ: В определенном смысле, Большой взрыв делает идеалистом каждого, кто о
нем размышляет. Сначала не было ничего, а затем Взрыв! И появилось нечто. Это
выше понимания. Из Пустоты возникла Форма.
Для традиционной науки это кошмар, потому что он накладывает предел на
глупые случайные мутации, которые должны были объяснить Вселенную. Помните
историю про тысячу мартышек и Шекспира — пример того, как случайно может
возникнуть упорядоченный мир?
В: Если предоставить им достаточно времени, то мартышки, нажимая на
клавиши, могли бы написать пьесу Шекспира.
КУ: Если предоставить им достаточно времени! Одно вычисление показывает,
что шанс создать пьесу Шекспира у одной мартышки равен один на десять тысяч
миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов. Поэтому, возможно,
это произойдет через миллиард миллиардов лет. Но у Вселенной нет миллиарда
миллиардов лет. Ее история насчитывает только двенадцать миллиардов лет.
И это меняет все. Вычисления, которые делали ученые, от Фреда Хойла до Ф.
Салисбери, достоверно показывают, что двенадцать миллиардов лет недостаточно,
чтобы создать случайным образом один фермент.
Другими словами, нечто управляет развитием мира помимо случайности. Для
традиционных ученых случайность была спасением. Случай был их Богом. Он
объ
|
|