|
хитрился в 1658 году снова по-
пасть в плен, на этот раз к алжирцам. Это один из немногих случаев, когда один
и тот же человек дважды стал пленником. Вернувшись второй раз, опять-таки
благодаря выкупу, он поведал королю, что в результате тяжелого труда в плену
его рост увеличился до трех футов шести дюймов5!
Этот уникальный человечек испытал за свою жизнь столько приключе-
ний, которых было бы довольно и гиганту. Ранее, будучи в Париже, он как-
то раз посчитал себя оскорбленным неким человеком по имени Крофтс.
«Суровый Джеффри, — заметил его современник, — хотя и карлик, но ни-
коим образом не трус». Хадсон немедленно вызвал Крофтса на дуэль. Тот, не
воспринимая вызов всерьез, прибыл к месту поединка без всякого оружия,
не считая клизмы, и, взбешенный такой насмешкой, Джеффри тут же за-
стрелил его.
Строго говоря, эта дуэль не могла считаться честным состязанием, по-
скольку столь маленький рост делал карлика очень трудной мишенью. Но, с
другой стороны, Хадсону требовалось поднять и разрядить оружие почти такой
же величины, как он сам.
5 Дюйм — мера длины; 1 дюйм равен 2,54 см. (Прим. ред.)
ПИРАТСТВО КАК ОНО ЕСТЬ
66
БОРЬБА ИЛИ ВЫКУП?
Втечение всего XVII столетия английский парламент и государственных
чиновников забрасывали частными и общественными требованиями
предпринять действенные шаги к освобождению несчастных пленников по-
средством выкупа или, по крайней мере, достигнуть какой-нибудь дого-
Так решались судьбы тысяч людей
ПИРАТСТВО КАК ОНО ЕСТЬ
67
воренности с захватчиками, чтобы облегчить участь рабов. Нередко происхо-
дили своеобразные демонстрации — жены и дочери несчастных собирались у
стен парламента в надежде, что их слезы привлекут внимание законодателей к
общей беде. Ведь рабы, за исключением счастливцев из обеспеченных семей,
полностью зависели от скудного милосердия английского правительства.
Временами, под давлением общественного мнения, правительство выку-
пало часть невольников, покрывая этот расход введением дополнительных
торговых пошлин. Использовались и другие пути. Так, в 1624 году палата лор-
дов приняла решение о проведении специального «выкупного сбора» во всем
королевстве. Сами лорды подали хороший пример, сделав первые взносы
прямо на заседании: бароны жертвовали по 20 шиллингов, а пэры более вы-
сокого ранга по 40. В свою очередь, палата общин учредила для всех своих
членов обязательный штраф за каждое опоздание, причем вырученная сумма
отдавалась тем бедным женщинам, которые каждый день во множестве при-
ходили к дверям парламента.
К несчастью, большая часть выкупных денег попросту присваивалась
чиновниками и лордами Адмиралтейства. Например, в 1651 году выясни-
лось, что из собранных 69 296 фунтов стерлингов лишь 11 000 было исполь-
зовано на освобождение рабов, остальное же присвоено королевским
военно-морским ведомством для уплаты долгов.
Впрочем, симпатия к пленникам не являлась всеобщей, что имело некото-
рые основания. Десятилетиями в Англию и на континент стекались сломлен-
ные, измученные люди — бывшие рабы. Многие из них уже утратили всякую
духовную связь с родиной. Всем чужие, они выглядели в глазах своих более
счастливых соотечественников подозрительными бродягами, которые «ски-
таются туда-сюда по всей Европе и попрошайничают, рассказывая о кандалах
и оковах, которые они некогда носили в Африке». Впрочем, такова обычная
человеческая реакция на слишком затянувшееся несчастье ближнего.
Для кардинального решения вопроса о пленниках не раз выдвигались раз-
личные хитроумные планы, обсуждавшиеся в палате общин. Так, например,
некий анонимный автор представил проект, где утверждал, что первопричи-
ной всех бед являются алжирские евреи, которые финансируют пиратские ко-
рабли и затем скупают основную массу христианских рабов. Исходя из этого,
он предлагал принять закон, по которому любые убытки англичан, понесенные
от мусульманских (магрибских) корсаров, должны возмещаться за счет иму-
щества английских евреев. Автор придерживался известной (и до сих пор со-
хранившейся кое-где) точки зрения, будто все евреи мира объединены в некий
союз, так что меры, принятые к английским евреям, могли бы остановить их
берберийских единоверцев. Однако поскольку евреи не допускались в Англию
до времен Кромвеля, представляется сомнительным, чтобы такая мера
|
|