|
КСТАТИ:
В 1886 году Томас Мор был причислен католической Церковью к лику блаженных, а в
1935 году — к лику святых.
Далеко не святой, но весьма уважаемый и Церковью, и ее оппонентами мыслитель
Герхард Герхардс(ок. 1466—1536 гг.), он же Дезидерий, он же знаменитый
Эразм Роттердамский. Непререкаемый авторитет в области научного познания
христианства, античной философии и литературного творчества.
В 1500 году он завоевал общеевропейскую известность, выпустив в свет книгу под
названием «Адагии», где были собраны поговорки и афоризмы античных и
раннехристианских писателей. Книга произвела настоящий фурор, которого автор,
по его словам, никак не ожидал. Так или иначе, но это была бомба, заложенная
под устои ортодоксального христианства, потому что в ней красной нитью
проходила тема Человека, ненавязчиво выводящая на идею его независимости и
самоценности.
Недаром же Эразма Роттердамского считают одним из основоположников
ренессансного гуманизма и наиболее характерным из его персонажей.
КСТАТИ:
«Иногда хорошо любить — значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть —
значит любить».
Эразм Роттердамский
В 1501 году им был написан религиозно-этический трактат «Оружие христианского
воина», где изложены основные принципы религиозной философии Эразма, который
всегда подчеркивал важность нравственного совершенствования человека в
соответствии с учением Христа, но совсем не с обрядовой стороной богослужения,
которая к этому совершенствованию имеет весьма отдаленное отношение, если не
противоречит ему.
Здесь можно с полным на то основанием усматривать основы Реформации церковной
практики, что в принципе так и было, но когда впоследствии деятели этого
течения обратились к Эразму Роттердамскому с предложением занять почетное место
в их рядах, философ отказался, видимо, хорошо понимая, что реформаторами движет
не столько забота о благе прихожан, сколько желание самим пользоваться всеми
благами отцов обновленной Церкви.
В искренность реформаторов может поверить только уж очень наивный человек, а уж
кто-кто, но Эразм Роттердамский таковым не был.
Некоторое время он жил в Лондоне, пользуясь гостеприимством Томаса Мора. Именно
там была написана блистательная «Похвала глупости», остроумнейший синтез
католической традиции и ренессансного гуманизма. Это был подлинный бестселлер,
только при жизни автора переиздававшийся сорок три раза! Эразм по праву
считается первым популярным писателем эры книгопечатания.
КСТАТИ:
«В человеческом обществе все делается дураками и для дураков».
«Христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью
совершенно несовместна. Отсюда дураки столь угодны Богу».
Эразм Роттердамский. «Похвала глупости».
И никто не возмутился, наоборот, ему наперебой предлагали свое высокое
покровительство и светские государи, и князья Церкви. Он учил их, как править
своими подданными в «Наставлении христианского государя» и как правильно
понимать патриотизм — в «Жалобе мира», где развенчивал славу завоевателей чужих
земель и народов.
Это был необыкновенный человек: монах-антиклерикал, желчный критик своих
содержателей и начальников, искренний протестант, не желающий принимать участие
|
|