|
Ему вовсе не обязательно быть лучше, умнее, благороднее других, но все его
поступки, даже явно негативные, воспринимаются массой в совершенно ином ключе,
чем если бы их совершил кто-то из «простых смертных».
А если ко всему этому добавить еще и мощную харизму, которой, несомненно,
обладал царь Иван Васильевич…
ФАКТЫ:
В июле 1570 года он устроил в Москве очередную образцово-показательную казнь.
На глазах у огромной толпы, запрудившей Китай-город, в течение двух часов две
сотни человек были разрублены на части, распилены пополам или сварены живьем.
Дети и жены казненных были тут же утоплены, как котята.
И вот царь поднимается на липкий от крови эшафот и обращается к толпе:
— Народ! Скажи, справедлив ли мой суд? «Народ» разразился радостными криками:
— Справедлив! Справедлив, батюшка-царь! Дай Бог тебе долго жить!
Но и это еще не все. Посаженный на кол боярин, умирая в нечеловеческих муках,
присоединился к ликующему хору:
— Боже, храни царя! Даруй ему счастье и спасение!
Этот случай универсален. Такого уровня «народ» совершенно одинаков в своих
проявлениях и в России, и в Испании, и в Германии, и в Мексике, конечно, только
такого уровня, называемый не иначе как «чернью». Между прочим, и во все
времена…
В конце 1564 года царь демонстративно покидает Москву и поселяется в
Александровской слободе, откуда он присылает две грамоты: одну — Думе, вторую —
для принародного оглашения населению Москвы. Оба документа обвиняли бояр в
сопротивлении власти, корыстолюбии и государственной измене, а посему на Думу,
дворян, священников и прочие власти объявлялась опала. А вот на «простой народ»
— никакой опалы и никакой царской обиды, только от дел царь удаляется…
Парод пришел в ужас и тут же снарядил посольство, которое должно было умолить
государя вернуться, при этом заверив его во всесторонней поддержке в его святой
борьбе с врагами Отечества.
Получив таким образом неограниченные полномочия, Иван развернул невиданный
доселе массовый террор. Был создан и надежный режущий инструмент — особая
структура, получившая название
опричнины. Это был прообраз современных полицейско-карательных служб, своего
рода государство в государстве, игнорирующее его законы и обычаи, имеющее
практически неограниченные права и подчиняющееся только одному человеку — царю.
Страна была разделена на две неравные части. Одна из них, меньшая, но более
богатая, поступала во владение новой структуры и получила название «опричнины»,
а другая — «земщины». Опричнине, кроме лучших улиц Москвы, достались 20 городов
с уездами, причем самые богатые, ну а земщине— поболее, конечно, но победнее,
похуже.
Соответственно и все подданные царя, а если точнее, его рабы (как заведено в
восточных деспотиях) были четко разделены на первый сорт — опричников, и второй
— всех остальных.
Первый сорт имел огромные преимущества перед вторым буквально во всех сферах
бытия и. разумеется, широко использовал эти преимущества в соответствии со
своими моральными качествами. А качества, конечно, были именно того уровня,
который соответствовал этим людям с улицы — в полном смысле этого слова.
Это были подонки общества, беспредельщики, выражаясь современным языком,
которые вдруг получили неограниченную власть над тысячами и тысячами земцев,
которых можно было совершенно безнаказанно грабить, убивать, подвергать
всяческим унижениям — по наскоро сфабрикованным обвинениям, а то и вовсе без
оных. Чем не светлая мечта отребья всех народов и во все времена?
Это была шоковая терапия «от Ивана Грозного», и, надо сказать, организована и
проведена она была блестяще. Как он, должно быть, наслаждался, поставив над
чванливыми боярами безродную чернь, которая могла, при желании, отнять их
имущество, изнасиловать жен и дочерей, пытать, убивать… Это весьма напоминает
ситуацию в сталинских лагерях, когда политических заключенных, этих профессоров,
главных инженеров, знаменитых артистов, генералов, содержали вместе с ворами и
|
|