|
Лютер, как и следовало ожидать, сжег папскую буллу на костре при большом
стечении народа.
Император Карл V нахмурился в раздумье. С одной стороны, ему вовсе не улыбалось
ссориться с Папой Римским из-за какого-то зарвавшегося попа, но, с другой
стороны, если объективно, Церковь действительно дискредитировала себя в глазах
всех слоев населения и нуждается в реформации своей деятельности, да и, кроме
того, уж очень дорого она обходится с ее индульгенциями, отчислениями,
монастырями и т.п., так что ограничить ее аппетиты никак не мешает…
Он вызвал мятежного священника в Вормс, на заседание императорского парламента,
где Лютер должен был отречься от своей позиции относительно Рима. Лютер приехал
в Вормс, но на первом же заседании парламента со всей твердостью заявил, что не
отступит ни на шаг от того, к чему призывал и чему учил.
Император попытался было арестовать Лютера, но саксонские рыцари опередили его,
выкрав возмутителя спокойствия и спрятав его в одном из хорошо укрепленных
замков.
Эти события совпали по времени с Крестьянской войной, которая вспыхнула в
Баварии и вскоре охватила почти все германские земли. Повстанцы в какой-то мере
рассчитывали на поддержку лютеранцев, но очень скоро их постигло горькое
разочарование, когда они прочитали обращение Лютера «Против убийственных и
злодейских крестьянских орд». Вскоре восстание было подавлено с показательной
жестокостью, которая никак не была осуждена немецкими гуманистами.
А имперский парламент в 1526 году принял большинством голосов формулу власти,
предложенную оппозицией: «Чья власть, того и религия». Император отверг эту
формулу, и тогда оппозиция подала свой официальный «Протест», который дал
название всему движению, отныне называемому протестантским. Император отверг
требования протестантов, но их движение уже набрало силу, с которой нельзя было
не считаться.
Лютеранское движение получило поддержку в Швейцарии, где некий священник
Гульдрих Цвингли(1484—1531 гг.) решительно выступил против римской Церкви, но
пошел дальше Лютера, отвергая не только индульгенции, не только некоторые
элементы богослужения, но и власть епископов, и причастие как священное
таинство.
Он погиб в одной из первых войн между католиками и протестантами, идя впереди
войска с протестантским знаменем в руках.
В 1521 году в Саксонии заявили о себе анабаптисты («перекрещенные»). Они
планировали создание идеальной христианской республики, основанной на
евангельских принципах. В этой республике должны были жить заново крещеные
христиане, не знающие ни частной собственности, ни насилия в любых его формах.
В итоге анабаптистов начали с одинаковым рвением преследовать и католики, и
протестанты, вследствие чего они вынуждены были уйти в подполье, чтобы потом
выйти на поверхность в виде баптистов, унитаристов, квакеров и т.п.
В 1529 году английский король Генрих VIII разорвал все отношения с Папой
Римским и основал собственную англиканскую Церковь.
Действительно, что там мудрствовать…
А вот в Северной Германии князья провели в собственных владениях радикальную
церковную реформу по образцу, предложенному Мартином Лютером. Они закрыли
монастыри, естественно, прибрав к рукам их богатые земли, и стали главами
Церквей в своих княжествах. Эти Церкви отныне назывались лютеранскими.
Короли Дании и Швеции, последовав примеру Генриха VIII, стали главами своих
Церквей.
В швейцарской Женеве протестантскую Церковь возглавил некий
Жан Кальвин(1509—1564 гг.), француз, бежавший от преследований католиков.
Эта Церковь получила название кальвинистской.
Глава ее внушал своим последователям идею собственной исключительности. Что ж,
хорошо проверенная временем приманка для аутсайдеров. Действительно, быть
какую-то часть сознательной жизни типичным никем, и — вуаля! — отныне ты
избранный! Почему? Да потому, что стал
моимпоследователем. Все
моипоследователи — избранные, а если кто-то сомневается в этом… скоро
раскается… очень скоро…
И самое ужасное состоит в том, что те, другие, и в самом деле очень скоро
|
|