|
Волею царя Навуходоносора II было создано в Вавилоне второе чудо света — так
называемые висячие сады Семирамиды.
Таков реальный вклад Навуходоносора II в Историю.
А иные его действия, хоть и отличались масштабностью, однако уже не носили того
личностного начала, которое так высоко ценит муза Истории. Известно, что в 605
году до н.э. этот царь захватил территории Сирии и Палестины. В 597, а затем в
587 (или в 586 г. до н.э.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал
Иудейское царство и увел в плен большинство его жителей. Но такое было вполне
под силу любому опытному военачальнику, а вот сады Семирамиды…
КСТАТИ:
Семирамида— легендарная царица Вавилона (по другим данным — Ассирии). По
крайней мере, известно и ассирийское ее имя — Шаммурамат. Правила она в конце
IX в. до н.э. К Навуходоносору II непосредственного отношения не имела и иметь
не могла по причине явной разницы в возрасте (век IX и век VII), так что «сады
Семирамиды» — название скорее традиционное, чем настоящее. О Семирамиде еще
поговаривают, будто бы она разрешила кровосмесительные браки и вышла замуж за
своего сына, которого спустя некоторое время сама же и убила. Как бы там ни
было, но дама незаурядная, и, видимо, не случайно с ее именем связано второе
чудо света.
В 538 году до н.э. Вавилон был взят персами.
Теоретически это было совершенно немыслимым предприятием, учитывая мощь
крепостных сооружений и защищавшего их гарнизона, однако на практике все
обстояло просто и похабно: вавилонские жрецы предательски открыли одни из
четырех городских ворот. Видимо, что-то не поделили со светской властью. Что ж,
на скрижалях Истории такое встречается сплошь и рядом…
Богиня со змеями XVII век до н.э.
А после недолгого господства персов в Двуречье подлинной жемчужиной этого
региона становится
Ассирия.
В немалой мере Ассирия может считаться наследницей вавилонской цивилизации,
продолжательницей ее достижений, однако она и трансформировала их, приспособила
под основные требования своей государственной идеологии. Такому воздействию
подверглись и религия, и культура, и все, в принципе, социальные институции
Вавилона.
Если раньше власть была
средствомдостижения экономического могущества, сказочной роскоши и громкой
славы в мишурно-восточном ее понимании, то в ассирийском варианте власть была
уже
целью, самоценным образом, облик которого складывался из символов державного
величия.
Ассирийская культура дышала пафосом мощи, непобедимости, мудрости и
справедливости царской власти. Религиозные мотивы уступили место светским.
Величественным храмам бросали вызов еще более величественные дворцы,
построенные на искусственных холмах и окруженные крепостными стенами. Таким был
знаменитый дворец царя
Саргона II, построенный в окрестностях города Ниневии. Вход в него сторожили
мастерски изваянные фигуры крылатых быков с человечьими головами, внутренние
стены были украшены барельефами на военные или охотничьи темы, демонстрирующие
высочайшее искусство ассирийских скульпторов.
Во дворце царя
Ашшурбанипала (Сарданапала)находился шедевр мирового изобразительного искусства
— барельеф «Умирающая львица». Это, бесспорно, творение великого мастера,
гораздо более ценного для Истории, чем его царственный заказчик.
Впрочем, Ашшурбанипал вошел в Историю не только как грозный тиран и неуемный
завоеватель чужих территорий, но и как вдумчивый собиратель древних письменных
памятников. Он обладал богатейшей по тем временам библиотекой, состоящей из
более чем двух десятков тысяч клинописных табличек, которые отображали самые
разные аспекты бытия.
|
|