|
Народ все же любит музу Истории хотя бы за то, что она развлекает его красивыми
легендами, с одной стороны, далекими и чуждыми, а с другой — все же в какой-то
мере имеющими к нему отношение, что, несомненно, волнует и вдохновляет.
И народ, оглядывая эту лавку древностей, приговаривает, подобно персонажам
«Двенадцати стульев»: «Эх! Люди жили!»
КСТАТИ:
«Там лучше, где нас нет. В прошлом нас уже нет, следовательно…»
Антон Чехов. Из записных книжек
Мелькают, сменяя друг друга, кадры исторического сериала с постоянно
повторяющимися сюжетными ходами — нескончаемый труд легендарного Сизифа,
катящего вверх по горному склону камень, который неминуемо вернется вниз.
И так все время…
Если спросить любого из элементарно образованных людей, какие именно ассоциации
вызывает у него, к примеру, девятнадцатый век, то ответ, скорее всего, будет
таким: «…Наполеон… Диккенс… Железная дорога… Пушкин… Покорение Кавказа…
Королева Виктория… Фотография… Репин… Автомобиль… Эйфелева башня… Золя…
Толстой…»
И никакого капитализма, социализма, общественных формаций, движущих сил, да и
народа как такового.
Скорее всего, это и есть История.
А все прочее… было ли оно?
Наверное, было, потому что вот уже в который раз Сизиф начинает свой путь к
вершине.
КСТАТИ:
«Отличительное свойство человека — желать непременно все начинать сначала…»
Иоганн Вольфганг Гете
Что ж, начнем…
Предыстория
Невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная
мысль: «Ну что, если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы,
чтоб только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет.
Федор Достоевский
Происхождение человечества окутано настолько плотным флером взаимоисключающих
версий, что сама собой напрашивается мысль о какой-то позорной тайне.
Но что толку в этой мысли? Очередная версия, не более того.
А из сонмища существующих можно выделить три основных направления, три
тенденции.
Первая из них — не по времени возникновения, а по степени популярности в нашем
пошло-материалистическом мире — основывается на теории Чарльза Дарвина о
происхождении видов. Согласно этой теории (в наиболее одиозной ее части)
человек якобы произошел от обезьяны.
Основоположник дарвинизма швырнул в мир очень опасную и чреватую самыми тяжкими
последствиями мысль об эволюционном превращении четверорукого, как принято
называть, зверя в человека. Эта мысль, прежде всего, становится фундаментом для
|
|