|
Игорь: Нет, остановился на горизонтали.
С. Горин: Пишите: налево по горизонтали – слуховое воспоминание. Потом вы все
это нарисуете, так проще будет запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру
А: услышьте, как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.
Игорь: Он опять вверх смотрит…
С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились к зрительному опыту
– сначала надо прочитать свое имя наоборот, и только потом услышать… Так, после
«прочтения» куда направлен взгляд?
Ответы из зала: Направо по горизонтали.
С. Горин: Пишите – направо по горизонтали – слуховая конструкция. Если верхний
этаж зрительный, то средний – слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои
ощущения в горячей бане.
Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят…
С. Горин: Вниз куда? Вниз направо… Это кинестетическое воспоминание.
Кинестетикой называется все, что касается чувств, эмоций, и кожно-мышечных
ощущений – грубость, мягкость, тепло, холод, тяжесть, легкость и т. д.,
движения рук и ног. В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим
кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он
этого ощущения представить не сможет… Ну, и последнее задание. Для знающих
иностранные языки – переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для
незнающих – задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен
взгляд?
Ответы из зала: Влево вниз. У меня – по горизонтали и влево вниз.
С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево
вниз – внутренний диалог, и там есть еще одна функция – контроль речи. Это
прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто
привык постоянно контролировать себя – «как бы не ляпнуть чего лишнего». По
моему опыту телезрителя – типичное направление взгляда у военных.
Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать…
С. Горин: Хранить военную тайну… Итак, верхний этаж зрительный, средний –
слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи,
действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть
даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»:
направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх,
вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это
соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать,
как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует,
ничего лишнего… Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.
Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть – не двигай глазами, это
легко сделать.
С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо
– значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать.
Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не
хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к
внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от
знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно
получилось… Незадолго до семинара я перечитывал М. Булгакова, «Мастера и
Маргариту», и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала – описания персонажей:
«секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья
глазами». Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при
вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже
знали это выражение – «забегали глаза» – оно означает готовность соврать,
теперь будете знать, в каком направлении они бегают – по той самой диагонали,
вправо вверх – влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со
сновидением Никанора Ивановича Босого, «Сдавайте валюту»: «… Верю! Эти глаза не
лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в
том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может
скрыть истину, а глаза – никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не
вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать,
чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем
лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на
мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!».
Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый
писатель, хорошо описывал то, что видел.
Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного правши, и вы можете
свободно применять ее, поскольку 90 процентов людей – правши. Учтите, что у
левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая
закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по
этажам останется той же. У нас осталось свободным направление взгляда по центру
вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого
отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что данный человек,
скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда реагирует на вопрос о
кинестетических воспоминаниях направлением взгляда вниз по центру. Еще одна
деталь. Когда вы излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда
делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться глазные яблоки. Это
значит, что сейчас он обратился к своему внутреннему опыту, осмысливает ваши
аргументы, и, значит, не может воспринимать новые сведения. То же самое – при
споре; если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для этого,
не напирайте с аргументами, учитывая, что партнер может либо вое принимать их,
либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж,
|
|