|
Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка
являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не
только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном
уровне его личности.
Ценностные ориентации.
Различают ценностные ориентации пяти уровней:
1. Ценности сугубо «витального» (непосредственно жизненного) уровня (вкусно
поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).
2. Ценности «межличностного» уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам,
завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т. п.).
3. Ценности «ментального» (умственного, духовного) уровня (решить интересную
задачу, выиграть хитроумную игру, самостоятельно создать стихотворение,
скульптуру, техническое устройство и т. п.)
4. Ценности «социального» уровня (успех, видное положение, известность).
5. Ценности «духовного» уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих
философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным
принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества,
углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство,
совершенствование труда и быта людей).
Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды
определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.
Навыки
Различают четыре разновидности устойчивых навыков:
1. Навыки личной гигиены.
2: Трудовые навыки.
3. Этические навыки.
4. Гражданские навыки.
5. Коммуникативные навыки.
Определенная «завязь» устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.
Перед суггестором стоит задача — свободно владеть разговором с суггерендом на
любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему,
косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное — уметь заговорить с
суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т. п.
(см. набор тем для игры в общение). Для этого суггестору необходимо обладать
широким кругозором и эрудицией. Тактика суггестора, заключается в том, чтобы
завовать внимание и доверие сутгеренда. После этого суггестор способен косвенно
суггестировать ему многое. Собственное «Я» суггеренда будет колыхаться подобно
медузе в психических волнах разговора, который ведет суггестор.
Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные
формы тренировочного диалога.
1. «Диалог-стычка».
Многократно выполняя это упражнение, можно «натаскаться» не робеть и не
теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и
скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости.
Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления
характера. Участники игры учатся стоять на своем.
Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку, в
которой примут участие два «актера». Один возьмет на себя роль начальстующего
лица, другой — просителя. Проситель будет лезть из кожи вон, чтобы добиться
своего; начальствующий сделает все возможное, чтобы отказать. Участникам игры
предлагается самим придумать тему диалога и дается несколько минут на
размышление. Это может быть, например, сценка получения подписи у бюрократа
("бюрократ и проситель(ница)") или сценка ссоры мужа и жены ("муж и жена") или
сценка на такую тему: заведующий отделом газеты должен отказать в публикации
начинающему журналисту ("заведующий и журналист(ка)") или что-нибудь подобное.
В ходе подобных «диалогов-стычек» суггестор должен тонко чувствовать, как надо
«подать» себя собеседнику-суггеренду — реальному, конкретному собеседнику, —
чтобы расположить его к себе. При этом суггестор должен вежливо отстаивать свою
точку зрения — убеждать собеседника. Существует неписанное правило общения:
если вы хотите кого-либо в чем-то убедить, прежде всего надо показать этому
человеку, что вы с ним считаетесь. Даже в том, что дважды два — четыре, вы не
убедите собеседника, когда в вашем тоне звучит: «Я умный, а ты — дурак».
Собеседник вам этого не простит! Тон должен быть такой: «Ты умный, и я не
дурак; так неужели мы не найдем общего языка?» Суггесторам, пробующим себя в
«диалогах-стычках», необходимо во что бы то ни стало видеть живого человека, а
не его фантом.
По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие «поединок», присуждают «победу»
собеседнику, выигравшему в этой «психологической схлестке».
2. «Диалог-щебетание
». Двое садятся в центре комнаты рядом. Один произносит любую фразу — о погоде,
о прочитанной книге — все равно. Другой должен немедленно откликнуться на ту же
тему. Первый подает ответную реплику, стараясь учесть прозвучавшее перед этим
|
|