|
случае испытуемый негипнабилен.
3-й вариант ("отрывание").
Суггестор предлагает суггеренду подать вперед свою левую руку (кисть раскрыта,
ладонь смотрит вниз), а свою правую руку сжать в кулак, приложив большой палец
правой руки к тыльной стороне ладони левой руки. После этого суггестор считает
до трех. На счет «Три» суггеренд должен оторвать большой палец правой руки от
ладони левой руки. Счет «Раз», «Два» суггестор произносит ровным монотонным
голосом, а счет «Два с половиной» выкрикивает. Если суггеренд не оторвал правую
руку от левой, то он достаточно заторможен, а значит гипнабилен. Если суггеренд
оторвал правую руку от левой, то он недостаточно заторможен, а значит
негипнабилен.
4-й вариант ("гипноскоп").
Иногда для оценки гипнабильности испытуемого применяют специально
сконструированный прибор — «гипноскоп». Он состоит из двух штанг, pa положенных
под прямым углом, подставки и шарика, подвешенного на веревке. Суггестор
отводит этот маятник на максимальное расстояние от положения равновесия и
предлагает суггеренду внимательно следить за его качаниями. Когда последние
начнут затухать, то и движения глаз достаточно гипнабильного суггеренда как
правило затухают, у него появляется усталость во взоре. У негипнабильного
суггеренда интенсивность движений глаз остается неизменной.
Следует отметить условность и относительность данных, получаемых при
вышеописанных пробах, однако иногда они хорошо передают суггестсабильность того
или иного испытуемого и поэтому могут быть рекомендованы.
4. Работа над содержанием суггестии и ее речевым оформлением. Слово суггестора
должно переплавиться в конкретные действия суггеренда. Речевая деятельность
суггестора — основное средство воздействия на суггеренда. Каждый суггестор
затрачивает в процессе подготовки к сеансу немало труда, разрабатывая
содержание своей суггестии, продумывая ее направленность, оттачивая стиль. Он
заботится не только об актуальности материала, глубине обобщений, но и о
совершенстве внутренней формы суггестии — логической последовательности этапов,
стройности композиции. Все это является
необходимым условием успеха суггестивного воздействия наяву.
Достаточным условием успеха суггестии в бодрствующем состоянии
является работа суггестора над формой воплощения подготовленного содержания
суггестии в звучащем слове.
Итак, качество и эффективность суггестивного воздействия наяву определяются
внутренней структурой суггестии и внешней формой ее подачи.
Подготовка смысловой стороны суггестии представляет собой сложный
речемыслительный процесс. Основное условие здесь — ясность изложения.
Основные этапы суггесто-технической работы:
1. Аналитический (концептуалный)
2. Ориентационный (стратегический)
3. Композиционный (тактический)
4. Языковый (редакционный)
5. Исполнительский (аудиторный)
6. Контрольно-итоговый
На первом этапе суггестор формирует теоретическую концепцию — тот фундамент, на
который опирается пирамида суггестии.
На втором этапе суггестор определяет «сверхзадачу» — целевую установку, главный
тезис суггестии, то, что необходимо суггестировать.
На третьем этапе суггестор разрабатывает композицию и общий план суггестивного
воздействия.
На четвертом этапе суггестор определяет оптимальные варианты рабочих материалов
суггестии, проводит редактирование Текста суггестии.
На пятом этапе суггестор производит ситуативную переориентировку и
корректировку текста суггестии в процессе суггестии.
На шестом этапе суггестор на основе анализа эффективности своей работы
перерабатывает рабочие материалы и получает Усовершенствованный вариант
суггестии.
Тщательно подготовленная и правильно построенная суггестия порой все же не
достигает цели из-за невнимания суггестора к «незначительному», как многим
кажется, элементу: форме воплощения подготовленного содержания суггестии в
звучащем слове.
Только овладение основами речевого мастерства проложит правильные пути между
внутренним миром суггестора и словесным его выражением.
К основным элементам техники устной речи относят дыхание, фонационное (речевое)
дыхание, речевой голос, дикцию, орфоэпию (нормы литературного произношения и
ударения), средства речевой выразительности.
Смешанное, или диафрагмально-реберное, или гармонично-полное дыхание,
составляющее энергетическую базу для речи, тренируется выполнением специальных
физических упражнений для развития дыхания.
Фонационное дыхание, обслуживающее речь, тренируется выполнением специальных
|
|