|
леко не все лица верят слепо в могущество того
или другого врача по отношению к своей болезни, а потому и психическое влияние
врача на своих пациентов бывает неодинаковым.
Вообще надо признать, что так как большинство лиц не может удержать себя от
невольного сопротивления посторонним психическим воздействиям, то естественно,
что намеренное внушение в бодрственном состоянии в более или менее резко
выраженной степени удается далеко не у всех.
Но совершенно другое мы имеем, когда дело идет не о намеренном, но о совершенно
невольном внушении, производимом при естественном общении одного лица с другим.
Это внушение происходит незаметно для лица, на которое оно действует, а потому
обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Правда, оно
действует редко сразу, чаще же медленно, но зато верно укрепляется в
психической сфере.
Чтобы пояснить этот факт примером, я напомню здесь, какое магическое влияние на
всех производит, например, появление одного веселого господина в скучающем
обществе. Все тотчас же невольно, не замечая того сами, заражаются его весельем,
приободряются духом, и общество из скучного и монотонного делается очень
веселым и оживленным, В свою очередь оживление общества действует заразительно
и на ли-
108
Внушение
цо, внесшее это оживление, в силу чего его душевный тон еще более
приподнимается.
Вот один из многих примеров действия невольного внушения, или естественного
прививания психических состояний от одних лиц к другим.
Так как в этом случае дело идет о взаимном психическом влиянии одного лица на
других и обратно, то правильнее всего это состояние называть невольным
взаимовнушением. Нужно при этом иметь в виду, что действие невольного внушения
и взаимовнушения гораздо шире, чем можно было бы думать с самого начала. Оно не
ограничивается только отдельными более или менее исключительными лицами,
подобно намеренному внушению, производимому в бодрственном состоянии, и также
не требует для себя никаких особых, необычных условий, подобно внушению,
производимому в гипнозе, а действует на всех и каждого при всевозможных
условиях.
Само собою разумеется, что и в отношении непроизвольного прививания психических
состояний существуют большие различия между отдельными лицами в том смысле, что
одни, как более впечатлительные, более пассивные и, следовательно, более
доверчивые натуры, легче поддаются непроизвольному психическому внушению,
другие же менее; но разница между отдельными лицами существует лишь
количественная, а не качественная, иначе говоря, она заключается лишь в степени
восприимчивости к ненамеренному или невольному внушению со стороны других лиц,
но не более.
Невольное внушение и взаимовнушение, таким образом, как мы его понимаем, есть
явление более или менее всеобщее. Возникает, однако, вопрос: каким способом
могут прививаться к нам идеи и вообще психические состояния других лиц и
подчинять нас своему влиянию? Есть полное основание думать, что это прививание
происходит исключительно при посредстве органов чувств.
В науке неоднократно возбуждался вопрос о мысленном влиянии на расстоянии со
стороны одного лица на другое, но все попытки доказать этот способ передачи
мыслей на расстоянии более или менее непреложным образом рушатся тотчас же,
как только его
109
Внушение
подвергают экспериментальной проверке, и в настоящее время не может быть
приведено в сущности ни одного строго проверенного факта, который бы говорил в
пользу реального существования телепатической передачи психических состояний.
Поэтому, не отрицая в принципе дальнейшей разработки вышеуказанного вопроса, мы
должны признать, что предполагаемая некоторыми подобная передача мыслей при
настоящем состоянии наших знаний является совершенно недоказанного.
Таким образом, отбросив всякое предположение о возможности телепатической
передачи идей на расстоянии, мы вынуждены остановиться на мысли, что прививка
психических состояний от одного лица другому может передаваться теми же путями,
как передается вообще влияние одного лица на другое, т. е. при посредстве
органов чувств.
Вряд ли можно сомневаться в том, что главнейшим передатчиком внушения от одного
лица другому является орган слуха, так как словесное внушение является, вообще
говоря, наиболее распространенным и, по-видимому, наиболее действительным.
Но не подлежит сомнению, что и другие органы, особенно зрение, могут служить
также посредниками в передаче внушения. Не говоря о влиянии мимики и жестов, я
укажу лишь на тот факт, что весьма немногие лица могут видеть зевоту, чтобы не
зевнуть самим; равным образом вид съедаемого лимона вызывает невольное сжимание
губ и обильное слюноотделение. Известен анекдот, что этим путем был остановлен
целый оркестр одним зрителем, который занялся на глазах музыкантов поеданием
лимона.
Все это суть примеры зрительного внушения, которое, как
|
|