|
редко весьма
продолжительное время, если они своевременно не были останавливаемы
соответствующими внушениями.
Перед тем как демонстрировать больного на лекции перед студентами, я исследовал
его вновь и убедился, что внушения можно свободно производить ему в
105
Внушение
бодрственном состоянии. Тотчас же ему было произведено внушение о прекращении
судорожных приступов и о его выздоровлении.
Внушение подействовало на больного так, что он совершенно приободрился и
припадки прекратились.
На другой день на лекции можно было больному в совершенно бодрственном
состоянии внушать разнообразные судороги, контрактуры и параличи, иллюзии и
галлюцинации - словом, все, что угодно.
Я много раз спрашивал больного, как он может объяснить себе действие внушения
наяву, но он на это выражал только удивление вместе с другими присутствовавшими
лицами.
У этого больного со временем, правда, проявились еще два или три слабых
истерических припадка под влиянием особых поводов, но это были лишь
изолированные припадки, которые затем, после новых внушений, более уже не
повторялись.
Мы сейчас имеем в клинике истерическую больную, у которой в бодрственном
состоянии так же легко осуществляются разнообразные внушения, как, напр.,
иллюзии, галлюцинации и пр., и которая этими внушениями легко излечивается от
разнообразных нервных припадков.
Приведенные примеры, подобных которым я мог бы привести довольно много, не
оставляют сомнения в том, что внушения в бодрственном состоянии в известных
случаях могут быть столь же действительными, как и внушения в состоянии гипноза.
Таким образом, для внушения в сущности не нужно сна, не нужно даже никакого
подчинения воли внушаемого лица, все может оставаться как обыкновенно, и тем не
менее внушение, входящее в психическую сферу помимо личного сознания, или так
называемого «я», при отсутствии психического сопротивления со стороны
внушаемого субъекта действует с непреодолимою силою на последнего, подчиняя его
внушенной идее.
Для доказательства этой истины нет надобности даже обращаться к тем или другим
патологическим примерам, так как подобные и притом не менее яркие примеры мы
можем почерпнуть и вне клиники. Извест-
106
Внушение
но, какую магическую силу имеют в некоторых случаях заговоры знахарей, сразу
останавливающие кровотечения; не менее известно и целительное значение так
называемых симпатических средств, к которым так охотно прибегали в особенности
в старое время при сильном распространении веры в эти средства. На этом
внушении в бодрственном состоянии основано известное целебное значение
королевской руки, магическое действие хлебных пилюль, невской воды и других
индифферентных средств против многих болезней, магическое слово аббата Faria,
одним повелением исцелявшего больных, известное в Париже лечение параличных
больных одним зуавом, пользовавшимся для этой цели лишь повелительным внушением,
наконец, многие из тех внезапных исцелений, которые нередко ставят в тупик
очевидцев и которые повторяются еще и поныне.
Примера ради достаточно указать на недавние подвиги в Америке немецкого
эмигранта Шляттера, который, начав башмачником в Данвере, вообразил, что его
призвание заключается в том, чтобы просветить всю Америку евангельским учением.
С этих пор он закрывает свою торговлю, превращаясь в странника, выдает себя за
мессию и исцеляет многих наложением своей руки.
Вскоре молва о производимых им чудесах повлекла за ним толпы приверженцев, на
глазах которых совершались чудесные исцеления. К нему стало стекаться множество
больных, жаждущих наложения его руки, так что он уже не успевал удовлетворять
всех, ищущих его помощи.
Особенной славой он пользовался в штате Колорадо. Затем он отправился в Мексику,
после чего вскоре исчез, и никто не знал, что с ним сталось. Его приверженцы
уверяли, что он отправился в другие страны для проповеди, другие - что он
вознесся на небо. Пользуясь этим, то там, то сям стали являться его подражатели
- лже-Шляттеры.
В конце концов скелет настоящего Шляттера был найден совершенно случайно под
одним деревом двумя исследователями Сьера-Мадре в 50 милях от casas grandes в
провинции Чигуагуе.
107
Внушение
Этот поражающий пример, взятый из жизни современного общества, показывает нам
со всею яркостью, какова может быть сила внушения в бодрственном состоянии при
условии слепой веры в силу производимого внушения и в отсутствии психического
противодействия по отношению к внушению.
Но не повторяется ли то же самое в большей или меньшей мере и с врачом,
подходящим к кровати больного? Всякий знает, какое магическое оздоровляющее
действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот,
как иногда убийственно в буквальном смысле слова действует на больного суровый,
холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения.
Надо, впрочем, заметить, что д
|
|