|
сознания.
Очевидно, что уже в этом определении содержится существенное отличие внушения
как способа психического воздействия одного лица на другое от убеждения,
производимого всегда не иначе как при посредстве логического мышления и с
участием личного сознания.
В числе способов психического воздействия одних лиц на других кроме убеждения и
внушения мы можем различать еще приказание или пример, но несомненно, что в
известной мере и приказание, и пример действуют совершенно подобно внушению и
даже не могут
100
Внушение
быть от него отличаемы; в остальном же как приказание, так и пример, действуя
на разум человека, могут быть вполне уподоблены логическому убеждению. Так,
команда есть, бесспорно, приказание, а кто не знает, что команда действует не
только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививания
известной идеи. С другой стороны, и пример помимо своего влияния на разум путем
убеждения в полезности того или другого может еще действовать наподобие
психической заразы, иначе говоря, путем внушения, как совершенно невольное и
безотчетное подражание.
Кто не знает заразительного действия публичных казней; кому, наконец, не
известно заразительное влияние самоубийства?
Итак, необходимо иметь в виду, что вопреки словесному убеждению, обыкновенно
действующему на другое лицо силой своей логики и непреложными доказательствами,
внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т.
е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не
нуждаясь в логике.
Одним словом, внушение действует прямо и непосредственно на психическую сферу
другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, путем уговора, жестов и
мимики.
Легко видеть отсюда, что пути для передачи психических состояний с помощью
внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели пути для передачи
мыслей путем убеждения.
Вот почему внушение в общем представляет собою гораздо более распространенный и
нередко более могущественный фактор, нежели убеждение.
Последнее может действовать только на лиц, обладающих здравой и сильной логикой,
тогда как внушение действует не только на лиц с сильной и здравой логикой, но
еще в большей мере на лиц, обладающих недостаточной логикой, как, например,
детей и простолюдинов.
Несомненно поэтому, что внушение, или прививание психических состояний, играет
особо видную роль в нашем воспитании, по крайней мере до тех пор, пока
101
Внушение
логический аппарат ребенка не достигнет известной степени своего развития,
позволяющего ему усваивать логические выводы не менее, нежели готовые продукты
умственной работы других, передаваемые с помощью так называемого внушения, или
психической прививки.
Равным образом и в простом классе населения внушение, или прививка идей, играет
гораздо более видную роль, нежели логическое убеждение.
Всякий обращавшийся с народом знает это хорошо по собственному опыту и знает
цену логических убеждений, которые если и имеют иногда успех, то лишь временный,
тогда как внушение или приказание здесь почти всегда действует верно.
Влияние команды в войсках сводится также не к убеждению, а к внушению и
приказанию, которые действуют сильнее всякого убеждения. Но и на интеллигентных
лиц, обладающих вполне развитой логикой, внушение действует вряд ли менее
сильно, нежели на детей и простолюдинов.
Хотя все вышеуказанное достаточно точно определяет самый предмет, тем не менее
нельзя не упомянуть, что о действии внушения и о распространении психической
инфекции, или заразы, мы не могли составить себе ясного представления до тех
пор, пока не были нами ближе выяснены условия, необходимые для осуществления
внушения и распространения психической заразы.
Эти условия мы получили возможность выяснить лишь в позднейшее время вместе с
развитием учения об искусственном, или намеренном, внушении. Как о
распространении физического заражения еще так недавно господствовали самые
смутные представления до тех пор, пока не явилась возможность производить
чистые культуры микробов и с помощью их производить искусственные прививки
болезней, так точно и в вопросе о внушении и психической заразе существовало
множество самых сбивчивых и неясных представлений до тех пор, пока не явилась
возможность ближе изучить условия искусственного прививания тех или других
психических состояний с помощью намеренного внушения.
102
Внушение
Опыт показывает, что такое намеренное прививание тех или других психических
состояний удается лучше всего в особом состоянии сознания, которое мы называем
гипнозом и которое, на мой взгляд, есть не что иное, как искусственно вызванное
видоизменение нормального сна .
Как известно, в гипнозе легко удаются самые разнородные внушения. Ввиду этого
гипноз представляет для нас глубокий интерес не с одной только практической
стороны, но и в отношении изучения вопроса о наиболее благоприятных условиях
внушения. Чем, в самом деле, объясняется то обстоятельство, что в г
|
|