Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Гипноз :: B.M. БЕХТЕРЕВ - Гипноз Внушение Телепатия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-
 
олько на силе страха за непослушание и на 
сознании рациональности подчинения, сколько на действительном внушении, которое 
в этом случае врывается в сознание насильственно и внезапно и, не давая времени 
для обдумывания и критики, приводит к автоматическому выполнению внушения.
Очевидно, что сущность внушения заключается не в тех или других внешних его 
особенностях, а в особом отношении внушенного к «я» субъекта во время 
восприятия внушения и его осуществления. Вообще говоря, внушение есть один из 
способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или 
ненамеренно со стороны внушающего лица и которое может происходить или 
незаметно для лица, которому производится внушение, или же с его ведома и 
согласия.
Для выяснения сущности внушения мы должны иметь в виду, что наше восприятие 
может быть активным и пассивным. При первом обязательно участвует «я» субъекта, 
которое направляет внимание, сообразуясь с ходом нашего мышления и окружающих 
условий, на те или другие предметы и явления. Последние, входя в психическую 
сферу при участии внимания и усваиваясь путем обдумывания и размышления, 
становятся прочным достоянием личного сознания или нашего «я».
Этот род восприятия, приводя к обогащению нашего личного сознания, лежит в 
основе наших взглядов и
90

Внушение
убеждений, так как дальнейшим результатом активного восприятия является работа 
нашей мысли, приводящая к выработке более или менее прочных убеждений. 
Последние, входя в содержание нашего личного сознания, временно скрываются за 
порогом сознания, но так, что каждую минуту по желанию «я» они вновь могут быть 
оживлены путем воспроизведения пережитых представлений.
Но, кроме активного восприятия, многое из окружающего мира мы воспринимаем 
пассивно, без всякого участия нашего «я», когда внимание наше чем-либо занято, 
напр. при сосредоточении на какой-либо мысли, или когда внимание наше 
вследствие тех или других причин ослаблено, как это наблюдается, напр., в 
состоянии рассеянности. И в том, и в другом случае предмет восприятия не входит 
в сферу личного сознания, а проникает в другие области нашей психической сферы, 
которые мы можем назвать общим сознанием. Это последнее является достаточно 
независимым от личного сознания, благодаря чему все, что входит в сферу общего 
сознания, не может быть нами по произволу вводимо в сферу личного сознания. Но 
тем не менее продукты общего сознания могут при известных условиях входить и в 
сферу личного сознания, причем источник их первоначального возникновения не 
всегда даже и распознается личным сознанием.
Целый ряд разнородных впечатлений, входящих в психическую сферу при пассивном 
восприятии без всякого участия внимания и проникающих непосредственно в сферу 
общего сознания, помимо нашего «я», образует те неуловимые для нас самих 
воздействия окружающего мира, которые отражаются на нашем самочувствии, 
придавая ему нередко тот или другой чувственный тон, и которые лежат в основе 
неясных мотивов и побуждений, нередко нами испытываемых в тех и других случаях. 
Сфера общего сознания вообще играет особую роль в психической сфере каждого 
лица. Иногда впечатление, воспринятое пассивно, входит благодаря случайному 
сцеплению идей и в сферу личного сознания в виде умственного образа, новизна 
которого   нас   поражает.   В   отдельных   случаях   образ   этот,
91

Внушение
принимая пластические формы, возникает в виде особого внутреннего голоса, 
напоминающего навязчивую идею, или даже в виде сновидения или настоящей 
галлюцинации, происхождение которой обычно лежит в сфере продуктов деятельности 
общего сознания. Когда личное сознание ослабевает, как это мы наблюдаем чо сне 
или в глубоком гипнозе, то на сцену сознания выдвигается работа общего сознания,
 совершенно не считающаяся ни со взглядами, ни с условиями деятельности личного 
сознания, вследствие чего в сновидениях, как и в глубоком гипнозе, 
представляется возможным все то, о чем мы не можем даже и помыслить в сфере 
личного сознания.
Вряд ли можно сомневаться в том, что внушение относится именно к порядку тех 
воздействий на психическую сферу, которое происходит помимо нашего «я», 
проникает непосредственно в сферу общего сознания. Еще в своей работе «Роль 
внушения в общественной жизни» (СПб., 1898) я определил внушение после 
соответствующих разъяснений следующим образом:
«Таким образом, внушение сводится к непосредственному прививанию тех или других 
психических состояний от одного лица к другому, прививанию, происходящему без 
участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны 
сознания». Я пояснил при этом, что «в этом определении содержится существенное 
отличие внушения как способа психического воздействия одного лица на другое от 
убеждения, производимого всегда не иначе как при посредстве логического 
мышления и с участием личного сознания».
Все, что входит в сферу личного сознания, вступает в соотношение с нашим «я», и 
так как все в личном сознании благодаря отношению к «я» находится в строгом 
соответствии и координации, служащей выражением единства личности, то очевидно, 
что все входящее в сферу личного сознания должно подвергаться соответственной 
критике и переработке, приводящей к убеждению. Но несомненно также, что кро
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-