|
тяжелую потерю - неисправимую и невозместимую потерю, от которой веками
будет страдать, пока вновь не достигнет человеческого уровня. И если дать этой
возможности ускользнуть сквозь пальцы, то все доселе приобретенное смывается за
борт, и человек опять безнадежно барахтается среди отмелей и песчаных наносов в
бесконечном потоке жизни.
Падение с высшей ступени лестницы жизни есть действительно страшное
падение!
Глава III
ЖИЗНЬ В ЕЕ ПОЛНОТЕ
Наша Земля, арена борьбы и распрей, полная противоречий, разногласий и
противоположностей, представляющая собой необъятную панораму жизни во
всевозможных формах и красках, есть всего лишь крупинка в безграничной
Вселенной Великого Творца.
Нет конца Творению,
Его бесчисленным формам жизни,
Названным различными именами,
Нет конца видам и краскам,
Вписанным вечно бегущим пером Творца
В Его великом Мироздании.
Нанак
При всех его кажущихся недостатках этот мир служит полезной цели в
Божественном Плане - как полезен мелкий винт в механизме огромной
электростанции. Природа, это рукоделие Творца, ни в коей мере не экстравагантна
по своему замыслу и устройству. Этот мир - тюрьма, исправительный дом, своего
рода чистилище, место искупления, тренировочное поле, где душа очищается опы-
том. Он находится на полдороге между физическими сферами и духовными. Силы,
царящие здесь, есть безжалостные и строгие ревнители порядка, следующие
древнему Моисееву закону (3) "Око за око, зуб за зуб". На Земле в ходу
всевозможные суровые методы, и несправедливые удары сыплются без жалости и
без милости, чтоб таким образом урок, преподносимый здесь, был воспринят
человеком всерьез: от мирских путей человеку должно повернуться к путям
Божественным. Жизнь на Земле, темная от страха и ужаса, есть беспросветный
кошмар. И в этом диком мирском тупике мы, дети Бога, затеряны со времен
незапамятных.
Эволюция заложена в природе живущих "монад" и состоит в продвижении к их
Источнику и слиянию с Ним, ибо истинное счастье лежит в "Божественном
сообществе, сообществе с Сутью, пока не засияем, полностью преображенные и от
пространства свободные". Трагедия земной жизни заключается в том, что "мы не
знаем, что мы есть, и еще меньше того знаем, чем мы можем стать". "Что мы есть,
мы не видим, что мы видим, есть наша тень", - сказал Сократ (4). Наше
"внутреннее существо" (душа) создано по подобию Бога и не находит покоя, пока
не
успокоится в Нем. Как говорит Плотин (5), "истинное религиозное откровение
состоит в нахождении душой, изгнанной из Рая, своего истинного Дома". И
откровение это может стать нашим, как только мы научимся освобождать "себя" от
сбруи и пут тела и разума.
Наивысшей целью земного существования является Самопознание и
Богопознание. Самопознание предшествует Богопознанию. "Познай самого себя" -
призывали древние. Сначала греки, затем, в свой черед, римляне придавали
огромное значение "gnothi seauton" и "nosce teipsum", как они соответственно
это
называли; оба термина означают "самопознание" или познание "себя", находящегося
внутри нас, или atma Jnana индийских риши и Khud Shanasi мусульманских
дервишей; самопознание есть первый шаг, за ним последует познание "Сверхсебя"
или Бога - Paramatman или Rab-ul-almeen - это и есть Khuda Shanasi, или
познание Бога.
Процесс самопознания, при котором душа освобождается от мощного лабиринта
разума и материи, начинается с обращения внимания внутрь. Внимание есть
внешнее проявление души в объективном мире. Процесс самопознания есть
искусство изъятия внимания из мира чувств (внешнего мира) и введения его в мир
внутренний, за пределы физических чувств, что и называется термином Пара Видья.
Истинная жизнь или Реальность есть нечто, познаваемое только в состоянии,
подобном смерти, состоянии, наступающем при сознательном отступлении
внимания от физического тела и концентрации его в "Едином Оке". Жизнь есть
"активное Начало, как бы далеко оно ни отстояло от восприятии, чувств и на-
блюдений".
В повседневной жизни мы легко поддаемся всяческим желаниям, вожделениям
плоти и разных органов чувств - глаз, ушей; нами постоянно владеют
бесчисленные привязанности и честолюбие, мириады стремлений и страстей,
|
|