|
- Но почему тогда гадания по Книге Перемен были так знамениты? - спросил я. -
С их помощью действительно можно было предвидеть будущее или нет?
- И да, и нет, - ответил Ли. - Гадание по Книге Перемен - это искусство,
доступное немногим. Искусных гадателей можно пересчитать по пальцам, так же как
действительно искусных врачевателей. То, как при традиционном гадании
расположатся стебли тысячелистника, образующие триграммы или гексаграммы, - это
еще не ответ - это некое направление, ведущее в глухую и неизведанную местность,
наполненную ловушками и миражами. Тот, кто умеет избегать ловушек и обманчивых
иллюзий, тот, кто сформировал в себе чувство срединного пути и развил искусство
балансирования на спине ветра, отыщет в этой местности свой единственно
правильный путь, свой единственно правильный ответ, но подобному человеку не
нужно прибегать к гаданию, чтобы знать, что делать.
- Мне встречались люди, - сказал я, - которые, затрудняясь принять решение,
отдавались на волю судьбы, подбрасывая в воздух монетку, и в зависимости от
того, выпадет орел или решка, поступали тем или иным образом.
- Это как в анекдоте, - улыбнулся Ли. - Собрались мужики и решают, что делать.
Спорят, спорят, ни к какому решению прийти не могут - и решают бросить монету.
"Если выпадет орел - напьемся в стельку, - договариваются они.
- Если выпадет решка - отправимся по бабам, если монета упадет на ребро,
пойдем в кино, а если монета зависнет в воздухе - тогда уж, ничего не попишешь,
придется работать".
- Почти, - рассмеялся я. - Но один мой знакомый поступал иначе. Если монета
говорила ему сделать одну вещь, он делал нечто другое.
- "Спроси у женщины и сделай наоборот", - процитировал Учитель. - Этот твой
друг попадался в психологическую ловушку противоречий. Ему казалось, что,
поступая "наперекор судьбе", он утверждает свою индивидуальность и
независимость, но на самом деле он демонстрировал таящуюся в его душе жажду
противоречия.
- Ты упомянул, что болезни духа становятся болезнями тела, - напомнил я. -
Есть пословица: "В здоровом теле - здоровый дух". Как ты считаешь, что на самом
деле первично, а что - вторично: болезни духа или болезни тела?
- На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ, - сказал Учитель. - Бывают
дети с врожденными уродствами, люди могут искалечить тело, попав в аварию, или
они могут заболеть, подхватив инфекцию, но если человек родился здоровым и
живет в более или менее приемлемых для выживания условиях, если совершаемые им
в силу необходимости действия не доводят его до истощения, его физическое
состояние в гораздо большей степени зависит от состояния его духа, чем
состояние его духа - от физического состояния.
Болезни духа проявляются в слабостях, а потакание слабостям разрушает
здоровье. Подумай, например, о заядлых курильщиках. Они прекрасно знают, что
курение убивает их легкие, но тем не менее они продолжают курить. Пристрастие к
сигарете - следствие болезни духа - слабости и безволия, становится основой для
болезней тела.
То же самое относится к неправильному питанию, к сексуальной неразборчивости
или к тяге к алкоголю.
Заболевания духа - тревожность, скрытые страхи, неуверенность в себе или
чувство вины - порождают напряжения в соответствующих участках тела. Эти
напряжения препятствуют свободной циркуляции энергии, возникают области застоя,
болезненные зоны - города и крепости, и оттуда болезнь распространяется дальше
- вширь и вглубь - в мышцы, внутренние органы и кости.
Одной из проблем современной медицины является то, что врачи прописывают
средства против болезней тела, забывая в то же время о болезнях духа. Эти
средства приносят облегчение и на время устраняют симптомы, но корень болезни,
пусть даже почти незаметный, остается, чтобы в подходящий момент снова дать
всходы. Именно поэтому многие люди предпочитают обращаться к знахарям и
целителям. Среди целителей встречаются подлинные жемчужины - гениальные врачи,
способные в одно и то же время излечивать и тело, и душу. И чем более
гениальным является целитель, тем более обширен его арсенал психологических
ловушек.
- Как здорово! - воскликнул я. - Мне бы хотелось научиться излечивать болезни
духа.
- Я расскажу тебе одну притчу, - сказал Ли. - Она называется "Любовь к камню".
Жил когда-то богатый купец и владел он драгоценным камнем, равного которому не
было на всей земле. Любил он этот камень больше всего на свете и никогда с ним
не расставался.
Днем и ночью любовался купец своим камнем, забывая о сне и еде, и здоровье его
от этого стало ухудшаться. Забеспокоилась жена купца - так недолго и мужа
потерять, и, захватив с собой деньги и дары, отправилась за советом к мудрому
даосу, слава о котором летела во все стороны быстрее стрелы, пущенной из тугого
лука.
Даос благосклонно принял подарки и, обещав помочь, отправил несчастную женщину
восвояси.
Через две ночи наступило полнолуние, и влюбленный в камень богач вышел в сад,
чтобы полюбоваться, как лунный свет играет на гранях его сокровища, зажигая в
мерцающей глубине камня разноцветные огни.
Вдруг холодное дуновение коснулось щеки купца и, обернувшись, он увидел рядом
с собой словно сотканную из мрака безликую фигуру в странной одежде из
лохмотьев и перьев.
- Кто ты и что ты здесь делаешь? - дрожащим голосом спросил богач, с ужасом
|
|